Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Евгений Гуцало «Лось» Вечное противостояние Добра и Зла
Евгений Гуцало «Лось» Вечное противостояние Добра и Зла - сочинение


Евгений Гуцало «Лось»
Противостояние художника Балтазара и филистера Цахеса
Вечное и «вещное» в изображении И. А. Бунина



Цель:           дать основные сведения об авторе, показать вечную борьбу добрая и зла в искусстве вообще и конкретно в рассказе; охарактеризовать образы мальчиков в защите гуманных убеждений; развивать умение высказываться, критически мыслить; воспитывать сочувствие, милосердие, доброту по отношению к окружающей среде.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: текст, портрет Е. Гуцало, выставка его произведений.

Ход урока.

I.        Объявление темы, цели, задач урока.

II.        Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

    Что такое искусство?
    Назовите известные вам виды искусства. (Живопись, кино, музыка, литература).
    Назовите способы образосоздания в каждом из видов искусства. Приведите примеры.
    Что является предметом изображения в музыке, живописи, кино, литературе?
    На уроках украинской и зарубежной литературы во время изучения произведений разных авторов вы, наверное, заметили, что темы, которые поднимают поэты, и писатели, почти одинаковые. Почему? Назовите важнейшие из них. (Подвести детей к мысли, что тема добра и зла — одна из сквозных тем не только в литературе, а вообще в искусстве. Учитель может продемонстрировать репродукции картин, прослушав музыкальные произведения, тема которых - добро и зло в разных его проявлениях).
    На уроках этики вы знакомились с понятием добра и зла. Что же есть добро?

 

•    Назовите критерии оценки доброго человека, продолжая предложение:

Добрый человек - это человек, который... Злой человек - это человек, который...

    Назовите примеры литературных произведений, которые вы изучали на уроках украинской и зарубежной литературы, где тема добра и зла является основой. Как она решается?
    Можно ли утверждать, что добро всегда побеждает зло? Докажите свою мысль, приведите примеры.

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1. Рассказ о Е. Гуцало.

Рассказ «Лось», который вы прочитали на сегодняшний урок, написал украинский писатель, автор многих произведений для детей Е. Гуцало.

- Кто же он такой?

Родился Евгений Филиппович Гуцало 14 января 1937 г. в с. Старом Животе Оратовского района Винницкой области в семье сельских учителей. Любовь к книжке и художественному слову была в нем всю жизнь, начиная с раннего детства. Сознание зафиксировало (вспоминал позднее Гуцало) впечатление от сказки Михаила Коцюбинского о загадочном Хо и народных украинских сказок. Среди первых сказок Евгения - Библия. Еще не умея читать, мальчик познакомился с этой книгой, которая стала со временем для него воплощением мудрости. В повести «Певучая колыбель из ивняка» или же «Оккупационные фрески» писатель с юмором рассказывает, как нашел Библию на печи у бабы Ликоры, и аж пока баба не опомнилась, разрисовал ее химическим карандашом, слюнявя его во рту. Трудно сказать, когда состоялась первая проба пера будущего писателя. Сам он шутя, вспоминал: «Кажется, я писал всегда». Выразительным из его творческой биографии есть такой факт: как-то, еще в младших классах, ученики писали произведение на свободную тему. Украинский язык преподавал отец Евгения. И когда он прочитал произведение Евгения, то на весь класс спросил: «Ты это откуда списал?».

У Евгения был свой «рабочий кабинет»: за домом, в кустах сирени, он сам смастерил стол из грабовых жердей, и знойным подольским летом, спрятавшись в тени, писал там рассказы и стихи, заклеивал написанное в конверты и посылал в Киев.

Со временем, став студентом Нежинского педагогического института, писал на лекциях, в общежитии, в старинном (еще времен графа Безбородько) саду и тоже присылал в столицу, но ответы были однозначно отрицательные.

Однако произведениям Гуцало таки, в конце концов, заинтересовались. Первым, кто благословил его на литературный путь, был Леонид Первоманский. Со временем судьба талантливого юноши заинтересовала Николая Руденко и Павла Загребельного. Именно Загребельный, тогда главный редактор «Литературной Украины», пригласил Евгения на работу в газету.

Евгений Гуцало оставил после себя богатое духовное наследие. Каждое произведение его - наука человечности, добра и красоты. Писатель ушел из жизни в расцвете творческих сил в июле 1995 года.

Много рассказов Гуцало в своей основе имеют своеобразный конфликт: душевное и эмоциональное противостояния разных типов человеческого характера «поэтического» и «прозаичного», морально чувствительного и морально глухого, душевной черствости, той, что внутренним основанием имеет стремление создавать добро другим, и запертой на своих эгоистических интересах.

2.   Осмысление произведения в процессе обмена впечатлениями по таким вопросам:

    Чем захватил вас этот рассказ? Что больше всего поразило? Почему?
    Какие чувства вызвало произведение, какие раздумья возникли под его влиянием?
    Какие проблемы поставил автор и как их решал? Какая система образов произведения?

3.   Работа с текстом.

    В какой момент мы понимаем, что тревога лося небесполезная и что-то должно произойти?
    Боялся ли лось людей? Почему принюхивался к следам на тропе?
    Зачитайте описание лося. Из чего видно, что автор любуется его красотой? В какую беду попал лесной красавец? Как он боролся за жизнь?
    Найдите в произведении то место, где мы впервые познакомились с мальчиками.
    Как их называет автор? О каком отношении автора к героям можно сказать?
    Зачитайте эпизод, где ребята спасают лося, расскажите, что они при этом пережили?
    В чем красота их действий и чувств?
    Выпишите из текста слова для характеристики ребят.

 

IV.       Закрепление учебного материала.

    Кто из героев олицетворяет добро, а кто зло?
    Победило ли зло в рассказе «Лось»? Докажите свою мысль.

V.       Домашняя задача.

I      уровень. Рассказать о Е. Гуцало.

II      уровень. Конкурс «Лингвистический»: подбери слова, которые начинаются на добро, зло.

Похожие сочинения


Евгений Гуцало «Лось»
Противостояние художника Балтазара и филистера Цахеса
Вечное и «вещное» в изображении И. А. Бунина

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее