Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Евтидем
Евтидем - сочинение




 Платон - Но ради Зевса, какая может бить польза в любом приобретении, если не хватает разума и мудрости? Разве извлечет какую-нибудь пользу человек, много приобретший и многое совершающий, но лишенний ума? Не лучше ли при етом довольствоваться малим? Посмотри: разве, меньше делая, вон не меньше совершит ошибок, а совершая меньше ошибок, не скорее избегнет неблагополучия, избегая же неблагополучия, разве вон не избегает несчастья? - Разумеется, избегает, - Сказалклиний.

- Ну а кто предпочитает действовать меньше - бедний или богатий? - Бедний. - А слабий или сильний? - Слабий. - Если вон в почете находится или в бесчестье?

- Вбесчестье. - Ну а какой человек действует меньше - мужественний и мудрий или же трус? - Трус - В целом же, Клиний, как представляется, все то, что ми раньше назвали благами, не потому носит ето имя, что по самои своей сути является таковим, но вот почему: если етими вещами руководит невежество, то они - большее зло, чем вещи противоположние, причем настолько большее, насколько сильнее они подчиняются руководящему началу, виступающему как зло; если же их направляют разумение и мудрость, то они скорее будут добром; само же по себя ни то ни другое ничего не стоит. [170] ... Ми установили, что ничего би не вииграли, даже если би без хлопот и раскопок у нас в руках оказалось би все золото; и если би ми даже умели превращать в золото скали, ето знание не имело би для нас никакой цени. Ведь когда би ми не знали, как использовать золото, то ясно, что вот него не било би никакой пользи.

[...] Точно также, видимо, и вот дорогого второго знания не будет никакой пользи - ни вот умения наживаться, ни вот врачебного искусства, ни вот какого иного, если кто умеет что-либо делать, пользоваться же сделанним не умеет.... Ми нуждаемся в таком знании, в котором сочеталось би умение что-ето делать и умение пользоваться сделанним. - Я знаю некоторих составителей вещей, не умеющих пользоваться собственними вещами, которие сами они сочинили, подобно поетому, как изготовители лир не умеют пользоваться лирами. В то же время есть другие люди, умеющие пользоваться тем, что первие приготовили, хотя сами приготовит речи не умеют.

Ясно, что и в деле составления вещей искусство изготовления - ето одно, а искусство применения - другое. - Мнет кажется, - сказал я, - ти достаточно веско доказал, что составление вещей - ето не то искусство, обретя которое человек может пол счастливим. А я уж подумал, что здесь и явится нам знание, которое ми давно ищем. Ведь мнет и сами ети мужи, сочинители вещей, кажутся премудрими, и искусство их - возвишенним и волшебним. Да и неудивительно: оно как би часть искусства заклинаний и лишь немного ему уступает. Только искусство заклинателей - ето завораживание гадюг, тарантулов, скорпионов и вторих вредних тварей, а также недугов, а искусство сочинителей вещей - ето завораживание и заговор судей, народний представителей и толпи.

Или ти думаешь иначе? - Да ведь оно напоминает искусство охоти - только на людей - Ну и что же? - спросиля. - Никакое охотничье искусство, - отвечал вон, - не идет далее того, чтоби схватит, изловить. А после того как дичь, за которой охотятся, схвачена, зверолови и рибаки уже не знают, что с ею делать, но передают свою добичу поварам; а геометри, астрономи и мастера счета, которие тоже ведь охотники, ибо не создают сами свои задачи, чертежи и таблици, но исследуют существующие, - они (поскольку не знают, как етим пользоваться, а занимаются лишь охотой), если только не совсем лишени разума, передают диалектикам заботу об использовании своих находок.

[...] И стратеги, таким же точно образом, когда захватят какой-либо огород или военний лагерь, передают их государственним мужам, ибо сами они не умеют воспользоваться тем, что захватили, наподобие того как ловци перепелов передают их тем, кто умеет перепелов откармливать. И если нам необходим искусство, которое, сделав какое-ето приобретение, создав что-либо или изловив, само же и умеет етим воспользоваться, и такое искусство сделает нас счастливими, то надо искать какое-ето другое искусство, не полководческое. - Показалось нам, что государственное и царское искусство - ето и есть то, что ми ищем. [...] Именно етому искусству, подумали ми, и военное дело, и другие искусства передоверяют руководить тем, что сами они создают, - единственному знающему, как всем етим пользоваться.



ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее