Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Жан де Лафонтен – известный французский баснописец Басня «Зачумленные звери»
Жан де Лафонтен – известный французский баснописец Басня «Зачумленные звери» - сочинение


О. де Бальзак – выдающийся французский писатель, зачинатель социального реалистического романа
Урок на тему: «Песня о Роланде» – французский героический эпос
Лафонтен Жан де



Цель: повторить сведения о басне, аллегории, эзоповом языке, ознакомить с фактами биографии Ж. де Лафонтена; работать над выразительным чтением басни «Зачумленные звери», определять тему и идею произведения; вызвать отрицательное отношение к человеческим недостаткам.

Оборудование: портрет Ж. де Лафонтена, тексты басен «Зачумлены звери», «Гора в родах», изображение головоломки. Читая Лафонтена, замечаем в душе своей такое ощущение, которое по обыкновению вызывает в ней присутствие скромного, милого, абсолютно доброго мудреца,- она спокойная, счастливая, удовлетворенная и природой, и собой.

В. А. Жуковский

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашней задачи.

1) Знание литературоведческих терминов. Отгадайте слово, дайте его определение.

2) Пересказ басни Эзопа «Земледельцу дети».

Тема - рассказ о том, как отец доказал детям, что необходимо жить в мире и согласии.

Идея - нужно помнить, что те, кто умеет жить дружно и работать вместе, сильнее тех, кто действует поодиночке.

II. Мотивация учебной деятельности.

Прочитайте выражение русского поэта В. А. Жуковского. Какие черты, по мнению автора, присущи Жану де Лафонтену?

III. Изучение нового материала.

1. Выступление учеников-литературоведов с рассказом о Ж. де Лафонтене (1621-1695).

1-й ученик. Жан де Лафонтен родился в 1621 г. в французском городке Шато-Тьери в семье чиновника. Получив несистематическое образование, он некоторое время работал чиновником, унаследовав должность своего отца. Но служба мало интересовала поэта. Он оставил ее и переехал в Париж, где быстро получил славу талантливого поэта и стал вести светскую жизнь. Его жизнь, легкая и беззаботная, напоминала жизнь Цикады, героини его басни «Цикада и Мурашка».

2-й ученик. В 1668 г. Лафонтен напечатал первые 6 книг басен под названием «Басни Эзопа, переведенные стихами господином де Лафонтеном». Басни принесли ему всемирную известность. Лафонтен практически возродил этот жанр античной литературы, вдохнул в него новую жизнь уже в условиях европейской культуры Нового времени.

1-й ученик. Книгу басен открывает посвящение, адресованное шестилетнему наследнику престола. В нем поэт пишет: «Вы в таком возрасте, когда принцам разрешены забавы и игры, и в то же время Вашей мысли не должны быть лишни чужие серьезные раздумья. Все это содержится в баснях, которыми мы обязаны Эзопу. Эзоп изобрел своеобразное искусство объединять одно с другим; чтение его произведений незаметно сеет семена добра и учит понимать себя самого».

2-й ученик. В басне «Пастух и лев» Лафонтен так сформулировал свое отношение к этому жанру:

Басни не такие простые, как кажется:

В них учиться можно даже у животных.

Голая мораль приводит печаль,

А рассказ наш поможет и урок принять.

Наша выдумка - учить, развлекая;

А рассказывать просто так - не стоит и труда..

1-й ученик. Лафонтен по обыкновению заимствовал сюжеты своих басен у греческого баснописца Эзопа, римского - Федра, индийского - Бидпая и других, но пересказывал сюжеты этих басен так, что они выражают французский менталитет, мысли и взгляды самого поэта.

В своих баснях Лафонтен проповедует определенную мораль, которая воплощает практический здравый смысл. Как говорил В. Г. Белинский, в баснях «опоэтизируется проза жизни и практическая мудрость жизненная».

2-й ученик. Лучшие басни Лафонтена представляют собой словно маленькие комедии, в которых изображение животных помогает раскрыть общественные пороки людей. Возможно, именно поэтому поэт, который написал 238 басен, назвал их своей «стоактной комедией».

Замечательный юмор Лафонтена и сам тон его басен имеют глубоко национальный характер. А. С. Пушкин считал, что «простодушие является прирожденным качеством французского народа», что особенно четко выразил в своих баснях Лафонтен.

1-й ученик. Стих Лафонтена, свободный и гибкий, часто завершается пословицей или афоризмом, точно высказывает остроумную мысль, точное наблюдение над жизнью и характерами людей, над их поведением. Язык баснописца богатый на народные обороты.

Наследство поэта широко вошло в народный быт. Его сюжеты, образы, выражения сохраняются и в живом языке, и в литературной форме.

2. Работа над басней «Зачумленные звери».

Выразительное чтение басни учителем. Выразительное чтение басни с лицами.

Беседа.

• Какая беда случилась с лесными зверями? («Чума косила зверей»).

• Зачем лев созвал совет? (Чтобы избрать наибольшего грешника и принести его в жертву, чтобы остановить чуму).

• Настоящим ли грешником, по вашему мнению, является лев? (Да, он съел не только много овец, но и пастухов).

• Как лиса оправдывает льва?

(«Вы, едя тех дураков овец, Им честь большую оказали. А что до пастухов – какой то грех? Они нам столько позволяли, Что лучше бы поесть их всех»).

• Почему лиса оправдывает льва? (Так как Лев - царь зверей).

• В чем заключается грех Осла? (Он ущипнул зелененькой травки).

• Был ли Осел наибольшим грешником в лесу? (Нет, он даже не был хищником).

• Почему же именно его лесная община решила принести в жертву? (Осел – самый беззащитный из всех зверей).

• Какая мораль басни?

(«Так и у нас: есть деньги - имеешь право, Нет - то под суд иди»).

Определение темы и идеи басни.

Тема - рассказ о том, как лесные звери выбирали во время чумы «наибольшего» грешника.

Идея - несправедливость общества, в котором одним можно все, а другим - ничего.

IV. Выводы.

• Что вы узнали о Ж. де Лафонтене?

• У каких баснописцев поэт заимствовал сюжеты? (Эзоп, Федр, Бидпай)

• Сколько басен было написано поэтом? (238)

• Какие недостатки людей и общества разоблачает Лафонтен в басне « Зачумленные звери»? (Лицемерие, хищность людей; несправедливость общества, в котором все решает социальное положение человека и количество денег у него).

• Какой «чумой» поражены звери? (Речь идет не только об опасной болезни, но и о лицемерии, нечестности, своеволии).

• Актуальны ли проблемы, затронутые в басне «Зачумленные звери»? Выскажите собственную мысль по этому поводу.

V. Дополнительная задача.

VI. ДОмашняя задача.

Подготовить подробный пересказ басни «Зачумленные звери». Подготовить инсценировку басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица».

Похожие сочинения


О. де Бальзак – выдающийся французский писатель, зачинатель социального реалистического романа
Урок на тему: «Песня о Роланде» – французский героический эпос
Лафонтен Жан де

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее