Жизненный и творческий путь Т Г Шевченко - сочинение


    Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861).
    - Мамочка, а правда, что небо на железных столбах держится?
    - Да, сыночек, правда.
    - А почему так много звезд на небе?
    - Это, когда человек на свет приходит, Бог свечку зажигает, и горит та свечка, пока человек не умрет. А как умрет, свечка гаснет, звездочка падает. Видел?
    - Видел, мамочка, видел... Мамочка, а почему одни звездочки ясные, большие, а другие едва видно?
    - Так как когда человек злой, завистливый, скупой, его свечка чуть-чуть тлеет. А когда добрый, любит людей, делает им добро, тогда свечечка такого человека светит ясно, и свет этот далеко видно.
    - Мамочка, я буду добрым. Я хочу, чтобы моя свечечка светила ясно.
    - Старайся, мой мальчик...

Родился будущий поэт в селе Моринцы Звенигородского уезда (ныне Черкасская область) в семье крестьянина-крепостного. Через два года семья переехала в село Кириловка.

Рос Тарас умным, любознательным ребенком, хотел все знать. Наслушавшись рассказов о железных столбах, которые якобы подпирают небо, он воспылал желанием посмотреть на них и пошел их искать.

Первые скупые знания он получил из церковнославянских религиозных книг в школе сельского дьяка, а вместе с ними и суровые наказания и издевательства учителя.

В девять лет маленький  Тарас остался без матери. Жизнь в семье стала невыносимой, когда отец вступил в брак с вдовой, которая имела трех своих детей. Мальчик вынужден был терпеть издевательства мачехи. В одиннадцать лет стал Тарас круглым сиротой. После отцовской смерти начались скитания мальчика по чужим людям.

Сызмала в одаренном от природы ребенке проснулся талант художника. Это было необыкновенное детское увлечение... Углем, мелом или карандашом он рисовал везде, где только мог: и на стенах, и на дверях, на бумаге. Стремление научиться рисовать водило мальчика от села к селу в поисках учителя. Был он за «школьника-попихача», т.е. наймита, в обязанности которого входило рубить дрова, носить школьникам воду;

терпел издевательства вечно пьяного дьяка. После нескольких лет скитаний  он становится слугой господина П. Энгельгардта, который делает его казачком. Однако любовь к рисованию не покидает Тараса.

Однажды господин с госпожой поехали на бал. Воспользовавшись их отсутствием, мальчик зажег свечку и стал перерисовывать портрет казака Платова, на чем был пойман и жестоко побит. Но это событие не прошло бесследно: господин захотел иметь собственного художника и отдал своего «казачка» на четыре года к живописцу В. Ширяеву. Утверждают, что именно тогда Тарас начал составлять и свои первые поэзии. С того времени Шевченко - художник и Шевченко - поэт шли рядом тернистыми тропами жизни.

Постепенно Тарас знакомится с талантливыми художниками - И. Сошенко, К. Брюлловым, В. Жуковским и другими. Друзья решили освободить его из крепостничества. Для этого они разыграли в лотерею портрет В. Жуковского, написанный К. Брюлловым, и за 2500 крб. выкупили Тараса у помещика.

Незаурядную роль в становлении молодого художника сыграла Петербургская академия искусств, где он получил образование, еще больше сблизился с настоящими мастерами кисти, стал известным художником.

Рано оставшись сиротой, Тарас Григорьевич на всю жизнь сохранил любовь к детям. По воспоминаниям современников, он угощал малышей гостинцами, отдавая иногда за это последние деньги, дарил им игрушки, книжечки. Свое сердечное отношение к детям высказал во многих поэтических произведениях. Поэзии «Течет вода из-под явора», «Мне тринадцатый миновало», «Заря моя вечерняя», «Садок вишневый круг дома» и другие входят в детские души сызмала.

Не удивительно, что своей простотой, прозрачностью поэзии Шевченко привлекли внимание многих композиторов (К. Стеценко, С. Людкевича, Я. Степного и других). Лишь Н. Лысенко посвятил творчеству поэта свыше 80 композиций, а песни на слова Тараса Григорьевича «Садок вишневый круг дома», «Заря моя вечерняя», «Течет вода из-под явора» и другие стали воистину народными.

В 1840 году увидел мир сборник поэзий Шевченко «Кобзарь», за который прозвали поэта в народе несокрушимым Кобзарем.

Прошло более ста пятидесяти лет со времени написания «Завещания» Тараса Шевченко. Известно, что написано оно было в гостеприимном доме Л. Козачковского в Переяславе в необыкновенный своей святостью день - на Рождество Христово, а сам поэт в это время был тяжело больной. Наверное, эти обстоятельства в объединении со свободолюбивой натурой Шевченко вызвали то, что произведение стало известным во всем мире, а для нашего народа - своеобразным поэтическим указателем в борьбе за свое освобождение.

В апреле 1847 года за участие в тайной политической организации - Кирилло-Мефодиевском обществе - Шевченко было арестован и сослан рядовым солдатом в далекие оренбургские степи с запретом писать и рисовать. Однако поэт не покорился судьбе. Несмотря на запрет, он продолжает и писать, и рисовать, а девизом своей жизни провозгласил такие слова: «Наказываюсь, мучусь ..., но не раскаиваюсь...». Свыше десяти лет томился Т. Шевченко в неволе. В невероятно тяжелых условиях, крадучись, он писал поэзии, которые вошли в «захалявные книжечки», создал свыше 400 рисунков, выполненных карандашом, акварельными красками.

На полуострове Мангишлак, в бывшем Новопетровском укреплении, находится сад, заложенный поэтом, который со временем объявлен Заповедником Т. Г. Шевченко. Сосланный царем Николаем в безводную казахскую степь, Тарас Григорьевич семь лет трудился над тем, чтобы среди песков взлелеять оазис, который бы дарил людям радость. В знак большого уважения к Кобзарю жители полуострова заботливо ухаживают за выращенным им садом.

Одним из наилучших даров для детей среди немногих прижизненных изданий Т. Шевченко была последняя его книжка - «Букварь южно-русский» (1861) - пособие для начального обучения. «Букварь» было издан тиражом 10 тыс. экземпляров, ценой 3 копейки каждый. Объем учебника - 24 страницы. Собранные средства передавались в пользу воскресных школ.

«Букварь» Т. Г. Шевченко - первый учебник для обучения грамоте в школах Украины, написанный литературным языком. Удачно подобранный разножанровый материал давал возможность ученикам изучать звуки и буквы, совмещать их в слоги; читать целые слова и связанные тексты, учиться каллиграфически писать, коротко знакомил с историческим прошлым нашего народа, образцами устного народного творчества (загадками, пословицами, поговорками и т.п.).

Страница «Счет» содержала необходимый для обучения математике в начальной школе материал. Анализируя его, можно утверждать, что автор учебника знал прогрессивные методы и приемы обучения математике учеников начальных классов и придерживался их (известно, что до ссылки Т. Шевченко был намерен стать учителем рисования в Киевском университете, но осуществиться мечте не судилось, поскольку жизнь готовила большие испытания - десятилетнюю солдатскую каторгу).

Вслед за «Букварем» писатель мечтал написать ряд учебников для начальной школы, однако преждевременная смерть не дала ему осуществить свои замыслы. Умер поэт в своей комнате-мастерской в Академии искусств 10 марта 1861 года. Похоронен он был сначала на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. В мае того же года прах Шевченко перевезен на Украину и похоронен на Монашеской (ныне Тарасовой) горе возле Канева.

2. Т. Шевченко в Санкт-Петербурге.

В конце концов, в августе 1857 года Шевченко освободили, и он три дня и три ночи плыл на рыболовецкой лодке через Каспий, а из Астрахани в Нижний Новгород - на пароходе. Целый месяц поэт любовался приволжским пейзажем, много читал, вел дневник. Радостное чувство свободы переполняет все естество вчерашнего солдата-каторжника.

Прибыв в Нижний Новгород, Т. Шевченко надеялся через несколько дней быть в Петербурге....

Возвращение Шевченко в Петербург приветствовали все прогрессивные силы страны. Обвитый ореолом борца-мученика, поэт вызвал, особенно у молодежи, большое увлечение. Его так часто приглашали на разные, специально для него устроенные приемы, что это надоедало: не любил Шевченко пиршеств и величания. Зато любил работать. В неудобной квартире с одним окном, столиком и двумя простыми стульями он основательно занимался гравировкой, за что со временем ему присвоено звание академика. Вечерами часто посещал оперный и драматический театры, концертные залы. Именно тогда поэт познакомился и подружился с Айрой Олдриджем и Марко Вовчок.

В то время в Петербурге по разным причинам оказалось немало выдающихся деятелей украинской культуры - писателей, художников, композиторов, среди них П. Кулиш, Марко Вовчок, Н. Костомаров, С. Гулак-Артемовский, Я. Кухаренко, Г. Остроградский и прочие. Так в столице Русской империи образовалась украинская община - колония, с большинством членов которой Шевченко близко общался, в обществе которых находил утешение, так как язык, обычаи, одежда, кушанья, а главное - дух литературно-художественных встреч создавали атмосферу Украины. «Его знали и любили, - вспоминает современник. - Все старались высказать ему свою благосклонность и любовь. Шевченко в то время был в Петербурге популярнейший человеком.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Жизненный и творческий путь Т Г Шевченко