Изображение «целостного» человека «Дуэт» двух героев Степана Радченко и Города (по роману В Подмогильного «Город») Бинарный урок - сочинение

Цель:  раскрыть художественное воплощение в романе «Город» «дуэта двух героев взглядом дихотомии «Город - Человек»; развивать у учеников умения соотносить исторические факты, их обработка писателем, продолжить работу относительно анализа литературного произведения; воспитывать любовь к своей Отчизне, ее истории и культуре.

Оборудование: портрет В. Подмогильного, роман «Город», фотографии г. Киева 20– 30-х годов ХХ ст., рисунки-портреты учеников главного героя романа Степана Радченко, ученические рефераты, компьютерное обеспечение: диск с музыкальным оформлением, диск с историческим материалом.

Тип урока: итоговый — применение знаний, умений и навыков.

Форма проведения: бинарный урок с элементами театрализации.

И на том рушничке оживет все знакомое до боли: и детство, и разлука, и верная любовь.

А. Малышко.

Ход урока.

І. Объявление темы, цели и задач урока.

Сегодня мы будем с вами «вышивать» на этом белом рушнике судьбу. Непростая у нас с вами задача, так как с одной стороны это будет судьба главного героя романа В. Подмогильного «Город» Степана Радченко, а с другой - судьба... тоже главного героя - Города.

Вот такой необыкновенный «дуэт»: Человек и Город.

Рушник пока что чистый, так как не проследили еще мы с вами за жизнью, которая связала вместе Человека и Город, не проанализировали и аспектов психологии бытия.

 

II. Беседа с вопросами.

    Чем является рушник в жизни украинцев? 
    Какими чаще всего цветами его вышивали? 
        Что символизирует черный и красный цвета? (Отмечать ответы специальными карточками). 

Звучит запись припева песни Александра Билаша на слова Дмитрия Павлычко «Два цвета».

Учитель. Чтобы рушник наш отобразил судьбу «дуэта» героев романа В. Подмогильного «Город», мы с вами послушаем короткую справку учителя истории о буревых временах 30-х годов ХХ ст.

А сейчас внимание на монитор.

Учитель истории выступает со справкой, а на мониторе - слайды с фотоматериалом относительно этих исторических сведений.

Учитель. Вот и появились на рушнике первые полоски с черным узором, что символизирует горе и страдание всего украинского народа.

Мы же с вами должны сконцентрировать свое внимание на «дуэте» главных героев.

ІІІ. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Учитель. Слово, вынесенное в название Романа В. Подмогильного,- вместительное культурологическое понятие. На протяжении существования человечества, начиная от библейских времен (Вавилон в тексте Библии), культурная традиция закрепляла за Городом статус определенного Универсама, способного вместить не только локальное пространство и время, а и основоположные основы человеческого бытия в философском пространстве и времени.

Не удивительно, что Город как особая сфера жизненного пространства всегда привлекала внимание писателей.

А как вы думаете, какой город изобразил автор? Докажите свои утверждения.

Ученики высказывают собственные мысли, подкрепляют их фактами.

Учитель. Следует заметить, что Город в романе не только фон, необходимый для художественного развертывания эволюции главного персонажа. Именно этим важным нюансом произведение В. Подмогильного отличается и, возможно, играет ценный художественный образ, который так же имеет свою специфическую «плоть», свои неотъемлемые черты, которые означают его как конкретный город Киев, и вдобавок именно 20-х годов. На этом особенно подчеркивали некоторые критики. Так Г. Костюк подчеркивал, что «Город» - это «в первую очередь роман о Киеве».

 

По сравнению с пролетарской столицей Харьковом в 20-е годы Киев имел типичное нэпманское лицо.

Мы с вами имеем возможность добавить красный узор на наш рушник, ведь Киев - не только мегаполис, а, прежде всего город, который имеет огромные исторические, архитектурные и культурные памятки и достояние.

Ученик. Мне кажется, что роман В. Подмогильного имеет незаурядную ценность для современного читателя в познании наименьших деталей бытия Киева начала 20-х годов.

Писатель скрупулезно фиксирует все пространственные координаты событий, разворачивает величественную географическую панораму древнего города и через современные номинации (Крещатик, Нижний Вал, Большая Житомирская, Андреевский спуск и т.п.), и через исторические названия, которые сегодня заменены другими: ул. Революции, Евбаз, Пролетарский сад и др.

Изображая исторические места Киева, писатель создал живые картины, обозначенные оригинальностью его мировоззрения.

Ученица прикрепляет красный узор на рушник с одной стороны.

Учитель. Основное внимание автор сосредоточивает на постоянном «дуэте» двух героев: Степана Радченко и Города. Другими словами: индивидуальности и ее окружения. Примечательно, что этот «дуэт» выполняют равновеликие герои.

С одним главным героем мы познакомились. Какой же он, Степан Радченко, другой главный герой произведения? Как воспринимает он свою половинку - Город? Во время ответов ссылайтесь на цитаты, которые вы должны были подготовить к сегодняшнему уроку.

Ученик. Степан Радченко - сельский мальчик. Он приехал в Киев, чтобы выучиться и вернуться назад («Культурных сил надо нам, вот что»,- размышлял Степан. И ему приятно было, что он временно, на три года, покинул свои стрихи, чтобы вернуться потом при полном оружии на борьбу и с самогоном, и с кражами, и с бездеятельностью местной власти»).

Герой идеализирует село. Об этом свидетельствует начало романа: село - волшебный цветок земли, неба и воды, но в то же время он понимает, что будущее за городом, а потому «не ненавидеть надо город, а получить».

Метонимичные знаки села оживают в воображении главного героя, который сознает свою задачу. «Плодородная сила земли, которая пронимала его мозг, могущественные ветра степей, которые его породили, предоставляли страстной яркости его мечтанию о блестящей будущности земли».

Ученица. Мечтая «наскоком получить место в городской машине», герой сознает необходимость «подтачивать гнилые основы города» и стереть горожан, как старый порох. Какими бы заманчивыми не казались мечты героя о городах - сады, чудеса будущего, но нужно помнить, что перед нами весьма показательный социокультурный тип украинца, который покинул свои стрихи со стремлением во чтобы то ни стало получить место под солнцем, и в определенном смысле его чувства можно считать как положительными, так и наглыми

Ученица. Герой В. Подмогильного Степан Радченко город воспринимал философично, как «могущественный центр тяготения, что вокруг него крохотными планетами вращаются села, вечные спутники его движения, и часть их, попав в раскаленную атмосферу этого солнца, должны приспосабливаться к новым условиям давления». Очевидно, это раздумье самого автора, который пережил подобные ощущения. Ведь дальше он незаметно включается в рассказ и продолжает комментировать настоящее и будущее поведение своего героя в городе: «Этот мучительный процесс он отбывал почти бессознательно, захваченный слепым стремлением вверх, возбужденный, как человек, вдохнув кислород, как пьяный, что перестает замечать грязь и язвы на фоне».

Ученик. Мысли Степана имеют сначала чистые помыслы. Ему не равнодушна судьба родного села, людей, которые в нем остались. Я считаю, что мы можем добавить красный узор к судьбе этого главного героя.

Ученица прикрепляет красный узор с другой стороны рушника.

Учитель. Итак, есть ли стремления завоевать город, стать его неотъемлемой частицей путем настоящего прогресса у Степана Радченко?

Автор старался художественно исследовать этот путь, чтобы, по его же словам, «приблизить, по мере возможности, город к украинской психике, чтобы сконцентрировать его в ней», о чем писал в анкете «Моя последняя книга». В то время это означало не что иное, как «европеизировать» психику инертного, терпеливого украинского человека, обновить его душу, показать ему путь возможного прогресса, развития, активного творческого бунта индивидуальности, продемонстрировать влияние на него целеустремленности и рационализма, так же возможный путь» делать  себя согласно новым бытийным обстоятельствам и таким образом «вписывание» себя в контекст этих обстоятельств.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Изображение «целостного» человека «Дуэт» двух героев Степана Радченко и Города (по роману В Подмогильного «Город») Бинарный урок