Историческое сообщение история Иоанна Дамаскина (около 675 – около 749) - сочинение

Иоанн Мансур (что значит победный) - именно таким было его унаследованное имя, получил прозвище «Дамаскин», так как родился и долго жил в Дамаске, столице Сирии, которая тогда уже была мусульманским, независимым от христианской Византии государством.

Дамаскин - один из величайший деятелей христианской церкви, литературы и культуры, духовный предводитель могущественного движения против иконоборчества, «борьбы с иконами» - запрета не только поклонение иконам, а и права на само их существование, приравнивание их к языческим идолам. Это была первая, самая страшная волна иконоборчества, поддержанная лично императором Византии Львом Исавром. Иоанн Дамаскин вывел тогда икону из-под смертельного удара. Он первый принял и выдержал бой за икону.

Император обратился к клевете: к халифу якобы «случайно» попало письмо, содержание которого удостоверяло «факт» измены христианином Иоанном Мансуром государственных интересов мусульманской Сирии в пользу христианской Византии: от лица «предателя» было составлено письмо, в котором он призвал Льва Исавра захватить Дамаск да еще и предлагал ему свою помощь. Халиф был поражен изменой своего любимого министра. В гневе он велел отрубить Дамаскину кисть руки и вывесить обрубок на центральной площади столицы. А дальше, как удостоверяет житие, события приобрели мистический характер: «Вечером по просьбе святого Ионна халиф велел вернуть ему отсеченную руку. Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться перед иконой Пресвятой Богородицы и просить исцеления. Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божью Мать. Пречистая сказала, что рука его здорова, и велела тщательно трудиться ею на славу Божью. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцеленной. В память об этом чуде преподобный Иоанн носил на голове платок, которым была обвита его отсеченная рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу». Именно тогда и появилась новая, сейчас уже канонизированная икона Богородицы - Божья мать Троеручница: это Дамаскин в знак своей вечной благодарности за чудесное исцеление прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы руку, вылитую из чистого серебра. Сейчас эта икона находится в монастыре Хилардари (Греция, Афон).

Второе сообщение: история Йована Лестничника.

Так звали выдающегося деятеля православной церкви монаха Иоанна (около 525 – около 600), прозванного за свою основную работу «Лестничником». «Лестница», т.е. стремянка,- сквозной символ тяжелого духовного восхождения, которое проходит через всю книгу. Превыше всего ценит Иоанн само напряженное усилие борьбы с самим собой. В предисловии к его книге «Лестница, которая ведет на небеса, слово к пастырю» сказано, что Иоанн Лестничник рано («будучи 16 летним, совершенством же ума тысячелетним») стал послушником, а через четыре года постригся в монахи на Синае. 40 лет Иоанн был отшельником в пустыне Фола, не проронив за это время ни одного слова.

Анализ текста «Дамаскин». Раздел «Строители».

•          К какому столетию апеллирует автор в начале произведения? С какой целью он это делает, по вашему мнению? (Конкретизирует время, изображает исторические события или вызывает у читателя определенные временные ассоциации).

•          Почему с Осата в Сербию пришло 800 сербских каменщиков?

•          С какой целью они вели строительство, страдая от разлуки с близкими? (Везли лодками и телегами дерево и камень... а в снах видели своих далеких жен такими, какими те дома уже не могли быть. И страдали, так как не умели плакать во сне»? Почему не возвращались домой?

•          Докажите текстом, что не заработки и материальные блага интересовали строителей». «Непрерывно строили. От переутомления изредка забывали о себе, со своей жизни вспоминая лишь запахи...» - с чем можно сравнить такую работу? (Самопожертвование, которое возможно при духовной миссии, а не ради материальных благ).

•          Какой художественный прием применяет автор для описания этого действа?

•          Что символизирует строительство храмов? (Возрождение духовности, духовная связь с предыдущими поколениями).

•          Сравните описание массового строительства церквей и монастырей с библейским выражением: «Время разбрасывать камни и время собирать камни».

•          Кто и почему больше всего прославился среди архитекторов ХІХ столетия села Мартинца?

•          Как с образами и символами раздела связан девиз жизни мастера Димитрия Шуваковича: «Если хочешь долго и счастливо прожить на земле, не щади себя ни в чем»?

•          Расшифруйте, какие смысловые значения и установки скрыты в девизе Шуваковича?

•          Какое идейно-художественное значение упоминания об урнах для слез сделаны Шуваковичем? Какая их роль в композиции рассказа?

Разгадка кодов-символов, аллегорий.

Группа І.

Почему 800 сербских каменщиков и строителей имели одно имя Йован? Объясните символ строительства храмов.

Группа II.

Попробуйте объяснить, почему каменщики и строители владели пятью языками и крестились на два порядка, возводя новые православные церкви?

Группа III.

Найдите в тексте аллегорию распорошенности сербского народа, его языка и веры среди других народов и непреодолимое стремление сохранить и восстановить свою неповторимость и единство.

Группа IV.

Расшифруйте символику построения Шуваковичем «вокруг дворца в новом стиле модного парка с античными мраморными урнами вдоль дорожек» (Византия - наследница античности Эллады и Рима, а Сербия - наследница Византии).

ІІІ. Итоги и обобщения.

Выяснение интертекстуальности рассказа, исследование нескольких содержательных пластов.

Пласт 1 - исторический, жизнь Сербии между двумя империями, тремя верами и множеством языков.

Пласт 2 - философсико-символический: вечные проблемы распорошенных этносов, которые стремятся к духовному возрождению.

Пласт 3 - ассоциативный: впечатление и осмысление текста читателем относительно своего жизненного опыта и знаний.

Пласт 4 - объединение всех времен и исторических фактов в одно мировое время существования человечества (гипертекст).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Историческое сообщение история Иоанна Дамаскина (около 675 – около 749)