История зарубежной литературы ХIХ века Глава 7 Г Гейне ч1 - сочинение

История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н. А.Соловьевой) Глава 7. Г. Гейне. ГЛАВА 7. Г. ГЕЙНЕ В творчестве

Генриха Гейне (1797-1856) в большей степени, чем в произведениях Гофмана, Клейста, Шамиссо, отразился процесс эволюции немецкого романтизма.

Со многими сложностями этого процесса связана и глубокая противоречивость творческого метода писателя, что, в частности, получило выражение в связях романтика Гейне с эстетическими принципами ранних немецких романтиков, по отношению к которым он был не только критиком и ниспровергателем, но и достойным воспреемником. Величие Гейне-художника определяется тем, что выдающуюся творческую одаренность он сочетал с широтой общественного кругозора. Объявляя себя приверженцем "вольной песни романтизма", он давал трезвую аналитическую оценку своему времени, в своем творчестве отражал важнейшие его закономерности. Раньше многих других постигнув революционный смысл диалектики Гегеля, он стал одним из передовых мыслителей Европы. Это привело Гейне к сближению [84] в 40-х годах с Марксом и сделало его крупнейшим политическим лириком Германии той поры.

Именно тогда Энгельс с полным основанием называл его наиболее выдающимся "из всех современных немецких поэтов".

    [ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 521.]

Гейне родился в Дюссельдорфе в небогатой еврейской семье. Соседство с Францией способствовало наиболее широкому распространению именно в этой провинции передовых революционных идей из-за Рейна. В профессии коммерсанта, к которой начали готовить мальчика родители, он не нашел для себя ничего привлекательного: все больше и больше он увлекался поэзией. Стремление надежно обеспечить будущее сына заставляет родителей обратиться за помощью к его дяде, богатому гамбургскому банкиру Соломону Гейне.

В 1816 г. Гейне переезжает к нему. Положение бедного родственника в роскошном доме толстосума, торгашеская, расчетливо-деловая атмосфера купеческого города, нежелание заниматься коммерцией угнетали Гейне.

Еще больше страданий доставило юноше неразделенное чувство к кузине Амалии. Бедному поэту она, как истая дочь своего отца, предпочла богатого прусского помещика. Эта любовь, горечь которой Гейне ощущал до конца своей жизни, стала основной темой его ранней лирики. В Гамбурге в местной периодической прессе начинают появляться первые публикации стихотворений Гейне. После долгих колебаний, убежденный наконец настойчивыми просьбами племянника, а также видя, что "глупый малый" не делает успехов в коммерции, гамбургский банкир соглашается выплачивать ему содержание для получения университетского образования, поставив непременным условием изучение юриспруденции как области знаний, которая, по его мнению, наиболее реально может обеспечить независимое материальное положение.

В 1819 г. Гейне поступает в Боннский университет, затем продолжает свое образование в Гёттингенском и Берлинском университетах. Литература и история интересуют студента Гейне гораздо больше, чем юридические науки. С увлечением он слушает в Бонне блестящие лекции А. В. Шлегеля.

В студенческие годы формируется поэтическое дарование Гейне, с этого времени он начинает активную творческую деятельность. [85] Общая периодизация творческого пути Гейне такова. Первый этап - 1816-1831 гг.

- до эмиграции в Париж. Становление романтического метода преимущественно в лирике и отчасти в художественной прозе. Второй этап- 1831 -1839 гг. - до книги "Людвиг Берне".

Развитие и углубление общественно-политической публицистики. Третий этап-1839-1848 гг. - расцвет политической лирики.

Новые темы в публицистике ("Лютеция). Четвертый этап - 1848-1856 гг. - послереволюционное творчество, обусловившее новые мотивы и идейно-эстетические устремления в деятельности поэта. Будучи студентом в Бонне, где он пользовался благосклонным вниманием А. В.

Шлегеля, который помог ему в овладении метрикой немецкого стиха, Гейне пишет небольшую статью "Романтика" (1820), ставшую эстетической программой начинающего поэта, в которой он раскрывает свое понимание романтизма. Оставаясь приверженцем романтизма, он не приемлет его туманность и расплывчатость и считает, что "образы, которым надлежит вызывать подлинные романтические чувства, должны быть столь же прозрачны и столь же четко очерчены, как и образы пластической поэзии". С неменьшей решительностью он отвергает и всякие попытки упрочить влияние средневековых христианско-рыцарских представлений на литературу. Свой эстетический идеал автор статьи тесно связывает с представлениями о гражданских свободах в Германии, которые больше существовали в его мечтах, чем в действительности. В "Книге песен" (1816-1827), над которой Гейне работал более десяти лет, отразился процесс развития общественного сознания поэта, формирования его творческого метода, обогащения и индивидуализации его лирической палитры.

Опираясь на наиболее жизненные традиции раннего романтизма, связанные с фольклорной поэзией, с лирикой Бюргера и Гёте, Гейне сохраняет в "Книге песен" основы романтического мировосприятия. Для него остается в силе один из основополагающих романтических принципов - антитеза "Я" и "не-Я". Любовь является первоосновой бытия для автора "Книги песен", но эта первооснова трактуется им не столько в общефилософском, сколько в индивидуально-событийном, субъективно-романтическом плане. [86] Вместе с тем Гейне внес в романтическую лирику совершенно новые элементы в расширении тематического диапазона, в трактовке традиционных тем романтиков (любовь, природа), в идейно-эстетическом осмыслении фольклора и, наконец, в самой художественной манере. "Книга песен" состоит из нескольких стихотворных циклов: "Юношеские страдания" (1816-1821; в этот цикл входят следующие группы стихотворений: "Сновидения", "Песни", "Романсы", "Сонеты); "Лирическое интермеццо" (1822-1823); "Опять на родине" (1823- 1824); "Из путешествия по Гарцу" (1824); "Северное море" (1825-1826). При существенных "-художественных различиях этих циклов они представляют собой идейно-стилевое единство как лирическая исповедь, раскрывающая формирование и развитие личности поэта. В "Юношеских страданиях" особенно остро звучит боль неразделенной любви поэта к кузине Амалии.

Отвергнутое чувство становится источником резкого конфликта поэта с действительностью, которая и воспринимается им преимущественно через призму своей сердечной драмы. Этот узкий эмоциональный аспект приобретает порой довольно четкие социальные контуры ("Мне снился франтик-вылощен, наряден...), тема отвергнутой любви конкретизируется - любимая отдает предпочтение богатому. Наибольшую близость к традиционному поэтическому миру романтиков Гейне обнаруживает в "Сновидениях". Он широко использует фантастику, через ее посредство выражая свое ощущение враждебной ему действительности. Но земная реальность ощутимо дает себя знать и в фантастических видениях Гейне, в которых постоянно проступает реальный поэтический образ любимой, конкретный земной идеал.

^ В более спокойных и светлых тонах выдержаны "Песни" и "Романсы". В "Романсах" Гейне активно разрабатывает новый для него жанр баллады. Тяготение поэта к балладе не было лишь проявлением индивидуальных особенностей его творческой манеры. Гораздо большая роль объективно-повествовательного момента как в лирике, так и в прозе для позднего немецкого романтизма вообще характернее, чем для раннего. Среди юношеских баллад Гейне следует прежде всего отметить стихотворения "Гренадеры" и "Валтасар".

[87] В них ощущается поступь времени, поступь истории. Широко известная баллада "Гренадеры", написанная в 1816 г.

и свидетельствующая о высокой поэтической одаренности начинающего поэта, отражала его увлечение Наполеоном. Публичная демонстрация таких чувств к поверженному императору, утверждавшему недавно на немецких землях буржуазные преобразования, была равносильна выступлению против реставрированных немецких князей и монархов. Основная идея баллады "Валтасар" - обреченность тиранов и неизбежность их гибели. Наиболее характерными для романтической любовной лирики поэта являются циклы "Лирическое интермеццо" и "Опять на родине". В этих циклах четко определяются принципы восприятия песенного фольклора в лирике Гейне, в значительной степени обусловившие характер новаторства его "Книги песен".

В "Лирическом интермеццо" и "Опять на, родине" развивается та же тема неразделенной любви. Но сами сердечные страдания поэта раскрываются здесь в ином ключе. Болезненная тоска ранних стихов наполняется; просветленной печалью, мягкой грустью отвергнутого чувства, нередко сменяющейся радостным колоритом. Открывается "Интермеццо" стихотворением "Чудесным светлым майским днем...

", в котором поэт непритязательно и правдиво рассказывает о зарождении своей любви, радуясь пробуждающейся весне. В этих циклах Гейне наиболее полно воплощает свой идеал "пластической поэзии", прославляя земную любовь во всем реальном жизненном обаянии.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > История зарубежной литературы ХIХ века Глава 7 Г Гейне ч1