История зарубежной литературы ХIХ века Глава 7 Г Гейне ч4 - сочинение

Однако социально-политический кругозор Берне не выходил за рамки идеолога мелкобуржуазной оппозиции. Уравнительная республика мелких собственников, за которую так страстно ратовал Берне, не устраивала Гейне, который, сблизившись с сенсимонистами, все более и более задумывался над формами социального переустройства общества. К тому же крайность вульгарного радикализма Берне нередко проявлялась в его оценке некоторых крупных явлений философской мысли, литературы и искусства.

Началась полемика, которая уже не прекращалась до смерти Берне. Спустя три года после смерти Берне Гейне выступил против своего противника и его единомышленников. Опубликование книги вызвало скандал, раздутый буржуазными радикалами. Отнюдь не в пользу автора говорили и личные выпады против Берне, которые содержались в книге. Гейне впоследствии весьма об этом сожалел и собирался исключить эти страницы в готовящемся исправленном собрании своих сочинений. Возобновив свое сотрудничество в аугсбургской "Всеобщей газете", Гейне публикует на ее страницах новую серию корреспонденции об общественно-политической жизни Парижа, значительно позже, в 1854 г.

, издав их отдельной книгой под названием "Лютеция". (Так называлось в I в.

до н. э.

древнее селение на одном из островов Сены, положившее начало будущему Парижу.) Повторяя в жанровом отношении "Французские дела", "Лютеция" во многом была продолжением корреспонденции начала 30-х годов. Начав в "Лютеции" с критики, буржуазных отношений, которая принимает все более конкретный и широкий характер по сравнению с "Людвигом Берне", Гейне переходит к вопросу об общих перспективах развития буржуазного общества.

На первый план выступает вопрос о неизбежном падении власти буржуазии, о победе пролетариата. И Гейне был прав, когда говорил, что истинный герой этой книги - социальное движение. Гейне верил в реальность коммунизма. Однако поэт испытывал явный страх перед ним. Коммунизм для Гейне - "страшный антагонист" буржуазного строя, "мрачный герой".

В коммунизме он видел только разрушительную силу. Свои представления о будущем коммунистическом обществе Гейне основывал на имевших [97] тогда широкое хождение среди рабочих и демократических кругов Франции наивно-утопических учениях.

В еще большей степени, нежели в "Лютеции", сложность и противоречивость идейно-эстетических воззрений Гейне отразились в другом его произведении, написанном в эту же пору,- поэме "Атта Тролль" (1843). Поэма создавалась в пору ожесточенных нападок на ее автора со стороны немецких либералов и радикалов. В авторском предисловии к ней сам Гейне упоминал о граде гнилых яблок, которые сыпались на него в то время. Эта длительная травля, конечно, ожесточила поэта и усилила его вражду к немецкой буржуазной оппозиции. Как художник Гейне вместе с тем особенно остро ощущал пустое фразерство значительной части литературы буржуазного радикализма, бездарность "политической поэзии", которую он зло высмеял в предисловии к поэме "Атта Тролль".

Своей сатире на буржуазный радикализм он придал необычную поэтическую форму, выходящую за пределы новой "тенденциозной" поэзии. "Рейнская газета", выходившая в то время под редакцией Маркса, 17 марта 1843 г. перепечатала поэму Гейне, предпослав ей редакционную заметку, в которой подчеркивалось, что газета не видит в этой поэме измены передовым идеям.

"Дерзость" нового юмора, одновременно и поэтического, и острополитического, заключалась в том, что в образе Атта Тролля нетрудно было узнать обобщенные черты немецкого буржуазного радикала - самодовольного, ограниченного, невежественного. С замечательной прозорливостью Гейне показал, что как немецкий филистер от буржуазного радикализма может быстро перейти к воинствующему национализму, так смешной и забавный Атта Тролль делается страшным, когда в нем проглядывает становящийся человеконенавистником взбесившийся немецкий мещанин.

"Последней вольной песней романтизма" назвал Гейне свою поэму. Действительно, постановка актуальных общественно-политических вопросов в поэме, черты "современного юмора" своеобразно сочетаются в ней со "старой романтикой", с поэзией прекрасных возвышенных образов, с причудливыми взлетами сказочной поэтической фантазии, якобы не подвластной никаким правилам и требованиям, кроме воли самого художника. Все более заметная активизация общественного движения на родине Гейне и в других европейских странах [98] в 40-х годах способствовала быстрому творческому и политическому росту поэта. Задачи приближавшейся революции требовали от литературы выполнения агитационных функций. Поэтому на 40-е годы приходится период расцвета немецкой политической лирики. К середине 40-х годов Маркс и Энгельс обращают свое внимание на Гейне как на наиболее значительного из всех передовых немецких писателей того времени. Вся предшествующая борьба за демократические идеалы, стремление осмыслить ход исторического развития привели Гейне к сближению с Марксом.

Они познакомились в Париже в конце 1843 г., но их тесное общение было недолгим, так как под давлением прусского правительства Маркс был выслан из столицы Франции по распоряжению тогдашнего премьера Гизо. Дошедшие до нас материалы переписки Гейне и Маркса свидетельствуют об исключительной теплоте и сердечности установившихся между ними отношений. Поэт бывал частым гостем в семье Маркса, читал ему свои стихи и внимательно выслушивал его замечания. Сближение с Марксом укрепляется еще и тем, что Гейне сотрудничает в тех же передовых немецких изданиях, в которых печатаются работы Маркса,- в "Немецко-французских ежегодниках", издаваемых Марксом и Руге, и в газете немецких эмигрантов в Париже "Форвертс".

Сам характер общественно-политической обстановки в предреволюционной Германии и на Европейском континенте в целом обусловил обращение Гейне к жанру политической поэзии. Предшествующее десятилетие прошло для него под знаком разочарования в лирике, теперь же, в 40-е годы, Гейне твердо определяет свои новые творческие позиции. Жанр политической сатиры, возникновение которого наметилось еще в "Путевых картинах", приобрел свою наиболее четкую революционную направленность и высокую художественную форму именно в период 40-х годов в виде сатирической поэмы и политического стихотворения, посвященного актуальным проблемам немецкой современности. В 1844 г. Гейне опубликовал сборник "Современные стихотворения", по-новому раскрывающий его поэтический талант.

Сборник был составлен из стихов, написанных главным образом в период 1842-1844 гг. Само название сборника подчеркивает его общественный смысл: понятие 2е11§есИс1е в немецкой литературной традиции не только имеет значение "современность", но [99] и указывает и на общественный характер оценки современных событий. В этих стихотворениях полнее, чем во всех предыдущих произведениях Гейне, полнее, чем во всей немецкой литературе 40-х годов, отразились общественно-политическая борьба в Германии, основные противоречия немецкой действительности. Стихотворения 40-х годов условно можно разделить на две группы: произведения, призывающие к революционному действию, и сатирические, высмеивающие старую феодальную Германию.

К числу первых относятся такие стихотворения, как "Силезские ткачи", "Доктрина", "Тенденция", "Только подождите". Наиболее характерным в этой группе является политическое стихотворение "Силезские ткачи". В стихотворении Гейне восставшие ткачи - это не изголодавшиеся, требующие хлеба бунтовщики, а потенциальные борцы за новую жизнь. По словам Энгельса, это стихотворение "в немецком оригинале является одним из самых сильных поэтических произведений".

    [ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 522.]

Программный смысл имело стихотворение "Доктрина", где звучат те барабаны революции, грохот которых слышался мальчику Гейне в рассказах барабанщика наполеоновской армии Ле Грана. Уподобляя поэта воину, Гейне видит в поэзии грозное оружие - она может звать вперед, как барабан, в час решительного натиска разить, как залп картечи, разрушать, как таран. Сатирой на монархическую Пруссию и ее правителя Фридриха Вильгельма IV являются стихотворения "Китайский император" и "Новый Александр". Против Баварии как основной опоры монархо-католической реакции в Германии и реакционера Людвига I Баварского, сбросившего с себя после Июльской революции 1830 г. маску либерала, направлены "Хвалебные песни королю Людвигу". Значительное место в цикле уделено критике либеральных иллюзий некоторых политических поэтов, в частности Гервега и Дингельштедта ("Георгу Гервегу", "На прибытие ночного сторожа в Париж", "Ночному сторожу", "Политическому поэту). Правда, Гейне не освободился от мысли о том, что в Германии нет сил, способных действительно совершить [100] революцию.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > История зарубежной литературы ХIХ века Глава 7 Г Гейне ч4