История зарубежной литературы ХIХ века Глава 7 Г Гейне ч5 - сочинение

В стихотворении "Успокоение" поэт сомневается, что в Германии мог бы найтись Брут, который решится вонзить кинжал в грудь тирана Цезаря Из этих сомнении рождались стихотворения, полные тоски и мрачных предчувствий ("Жизненный путь", "Ночные мысли), мучительных воспоминаний о друзьях, которых автор - политический изгнанник не видел много лет; многих из них уже нет в живых, и как реквием по этим безвременно ушедшим сынам Германии звучат строки "Ночных мыслей". Новое содержание лирики 40-х годов, ее большие политические задачи повлекли за собой и изменение стилистической манеры Гейне. Творческие достижения поэта этих лет наиболее ярко отразились в его замечательном произведении - поэме "Германия. Зимняя сказка" (1844).

В ней воплотился весь предшествующий опыт идейно-художественного развития Гейне - прозаика, публициста, политического лирика. "Зимняя сказка", более чем любое другое произведение Гейне - плод глубоких раздумий поэта о путях развития Германии. Здесь наиболее полно выразилось его стремление видеть родину единым демократическим государством. В поэме "Германия", представляющей собой, как и ранняя художественная проза, путевой дневник, автор рисует широко обобщающую картину старой Германии, со всей остротой ставит вопрос о революции, о двух возможных путях развития своей родины.

В системе художественных средств поэмы эта тема выражена в резко альтернативной форме: либо гильотина (разговор с Фридрихом Барбароссой), либо тот страшный вонючий горшок, который Гейне увидел в комнатушке Гаммонии. Главный объект политической сатиры поэмы - столпы политической реакции в Германии: прусская монархия, дворянство и военщина. Подъезжая холодным ноябрьским днем к пограничному рубежу, поэт с волнением слышит звуки родной речи. Это девочка-нищенка поет фальшивым голосом под аккомпанемент арфы старую песню об отречении от земных благ и о райском блаженстве на небе. Словами песни этой нищей арфистки говорит та старая убогая Германия, которую ее правители убаюкивают легендой о небесных радостях, чтобы народ не просил хлеба здесь, на земле.

[101] Политические круги, против которых направлены острейшие строфы поэмы,- юнкерство и трусливая немецкая буржуазия, поддерживавшая стремление немецкой аристократии к воссоединению Германии "сверху", т. е. посредством возрождения "германской империи", призванной продолжить традиции "Священной Римской империи германской нации". Разоблачение глубокой реакционности этой теории дано в тех главах поэмы (гл.

XIV-XVI), где Гейне повествует о Барбароссе, "кайзере Ротбарте". Образ старого императора, воспетого в народных сказаниях и любезного сердцу консервативных романтиков, является в поэме одним из острейших приемов сатиры на сторонников "империи", на поборников "воссоединения сверху". Сам Гейне с первых строк своей поэмы выступает сторонником иного пути воссоединения Германии - пути революционного, ведущего к созданию Германской республики.

    [ Барбаросса (ит.), Ротбарт (ср. - в. - нем.) "рыжебородый" - прозвище императора.]

Отвергая феодально-монархический принцип воссоединения Германии, поэт не приемлет и буржуазный строй.

Дважды говорит он (V и VIII гл. поэмы) о своем разочаровании результатами буржуазной революции во Франции. Через многие главы поэмы проходит образ поэта-гражданина - активного участника революционной борьбы.

В кёльнском эпизоде (VI и VII гл.) поэт выступает как карающий судья, который обрекает на физическое истребление представителей старой, реакционной Германии, а в XII главе в иносказательной форме автор говорит о своей верности революционным убеждениям.

Там, где поэт активно зовет на борьбу с реакцией, возникает глубоко двойственная трактовка образа революционного борца. С одной стороны, Гейне подчеркивает необходимость действенного участия поэта в революционной борьбе. Но как только обрушивается карающий меч, он просыпается от страшной боли в груди: удар по старому миру ранит и самого поэта. Художественный метод поэмы характеризуется удачно найденным единством революционно-романтического и реалистического начал. Поэме присуще органическое сочетание острой публицистичности, памфлетного [102] сарказма с поэтическим пафосом, с лирической непосредственностью и искренностью. Творчество Гейне последнего этапа (1848-1856) определяется обстановкой, сложившейся в результате неблагоприятного исхода революции 1848-1849 гг.

Реакция, наступившая в Европе после поражения революционных движений во Франции, Германии, Австрии и других европейских странах, наложила сильнейший отпечаток на характер произведений Гейне последних лет. В мае 1848 г. Гейне последний раз выходит из дома. С этого времени для него начались годы "матрацной могилы", как он сам назвал эту страшную, длившуюся 8 лет агонию. Почти слепой, Гейне продолжает напряженную творческую работу.

Тяжелые сомнения и серьезные противоречия, мучившие поэта в последние годы его жизни, нашли отражение в его публицистических произведениях. Стихи этого периода хотя и содержат мотивы скорби и разочарования, все же сохраняют активную антифеодальную направленность, враждебность политической и духовной реакции. Опыт революции 1848 г.

, горечь поражения, отразившаяся в этих стихах, не сломили боевого духа поэта - он призывает к продолжению революционной борьбы. Противоречивость мировоззрения Гейне этих лет отразилась, в частности, в его религиозных настроениях. Речь идет о послесловии к "Романсеро" (1851) и значительной части книги-исповеди "Признания" (1854).

В послесловии к "Романсеро" поэт говорит, что он "возвратился к Богу, подобно блудному сыну, после того как пас свиней у гегельянцев". Однако тут же он категорически опровергает слух о том, что он якобы вошел в лоно какой-либо церкви. "Признания" и предисловие к "Лютеции" (1855) показывают, что проблема отношения к пролетариату стала для Гейне в 50-х годах еще более острой, чем в предшествующий период. При всех своих противоречиях публицистика Гейне на этом этапе сохраняет свой боевой дух.

Он и здесь беспощаден к своим врагам - прусским националистам, клерикалам, реакционным романтикам и филистерам. Замечательным образцом поэзии Гейне последнего этапа является сборник стихов "Романсеро", составленный [103] преимущественно из стихотворений 1848- 1851 гг. Наряду с "Книгой песен" и поэмой "Германия" этот сборник занимает заметное место в творческом наследии поэта. В ряде поэм этого сборника ("Испанские Атриды", "Фицлипуцли", "Диспут", "Иегуда бен Галеви", "Биминии", "Поэт Фирдоуси" и др.) поэт выступил в новом жанре - в жанре исторической реалистической повести в стихах, своеобразной исторической стихотворной новеллистики. Основное (направление и характер всего цикла определяются решительным стремлением Гейне противопоставить послереволюционной политической реакции в Европе традиции революционной борьбы.

Лучшие стихотворения цикла направлены против монархии, дворянства и духовенства. В "Романсеро" большое внимание уделено композиционному построению сборника. По общности тематики и тональности все стихи в нем разбиты на три книги. К числу лучших стихотворений первой книги относятся "Карл I" и "Мария Антуанетта". Оба стихотворения актуальны. Идея стихотворения "Мария Антуанетта" в том, что монархический принцип давно изжил себя. Как реакция на неудачный исход революции 1848 г.

в первой книге резко звучит мотив гибели истинных героев и торжества всякого рода проходимцев ("Валькирии", "Поле битвы при Гастингсе", "Мавританский король). Эта тема приобретает характер трагического пессимизма. Поражение революции вызывает у Гейне временные сомнения в возможности победы прогрессивных сил.

Вторая книга "Романсеро" - "Ламентации" - ценна прежде всего стихотворениями, являющимися непосредственным откликом на ход революционных событий. Поистине драматически звучит стихотворение "В октябре 1849 года". Оно проникнуто глубокой душевной скорбью по поводу поражения революции в Венгрии, гибели ее героев, страстной ненавистью против реакции.

Несмотря на мотивы скорби, преобладающие в книге, они, однако, далеко не главные здесь. Не случайно завершает книгу стихотворение "E" - одно из лучших и сильнейших по своему боевому оптимистическому духу произведений Гейне. Поэт, страдающий и физически и духовно, сохранил волю к борьбе, веру в победу над реакцией. [104] В "Ламентациях" есть ряд стихотворений, представляющих собой блестящие образцы общественно-политической сатиры Гейне. Есть здесь и интимно-бытовая лирика, в которой мрачно звучат мотивы скорби и пессимизма.

Однако в этих стихах вырисовывается трагический образ больного и старого поэта, неустанно боровшегося за идеи революции и оставшегося совершенно одиноким перед лицом реакции. В третьей книге - "Еврейские мелодии" - поэт обращается к мотивам еврейского фольклора, к темам из истории еврейского народа. Среди поздних стихотворений Гейне немало, конечно, печальных, наполненных думами о смерти, мотивами тоски и одиночества.) В некоторых как бы слышны стоны больного поэта, испытывающего физическую боль ("Ах, как медлительно ползет...", "Три пряхи сидят у распутья" и др.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > История зарубежной литературы ХIХ века Глава 7 Г Гейне ч5