История и идейное содержание легенды «О Моисее» Десять заповедей - сочинение

Моисей – великий освободитель и законодатель еврейского народа, который жил в ХIII-ХII ст. до н.э. во времена царствования Рамзеса II. Свое имя (по-еврейски - Моше) он получил от египетской принцессы, которая спасла его, оно означает «спасенный из воды». Имя это отвечает библейскому рассказу, в котором говорится о том, что ребенок, который родился у Авраама Йохаведы, была спрятан матерью (по приказу фараона все еврейские дети мужского пола топились в Ниле), а потом был положен в смоляную корзину, а та – опущена в камыши реки.

Здесь его нашла дочь фараона, которая пришла купаться. Она взяла ребенка к себе и воспитала его, как своего собственного. Моисей получил блестящее воспитание, он был посвящен «во всю мудрость египетскую», т.е. во все таинства религиозного и политического мировоззрения Египта. Он занимал должность священного переписчика. Моисей был послан фараоном в долину Гесем для проверки работ, которые там велись, по строительству крепостей. Еврейский народ, который жил в те времена в долине Гесем, был подчиненным Египта и подвергался рабскому унижению на тяжелых работах. Ненависть египтян к евреям увеличивалась непокорным характером этого кочевого народа, возражением египетских богов и поклонением своему единственному богу. Однажды он увидел, как египетский воин бьет мирного еврея. Негодование Моисея было настолько большое, что, защищая соплеменника, он убил врага. После этого события ему пришлось бежать за границы царства фараона. Единственным местом, пригодным для укрытия, была Синайская пустыня. Там Моисей мог встретить лишь голые камни и редких кочевников-бедуинов.

Странствуя по Синайской пустыне, Моисей забрел далеко в горы и оказался в неизвестном древнем святилище. Здесь с ним и произошло то преобразование, которое повлияло на весь ход истории еврейского народа. Моисей увидел куст терновника, который горел, но не сгорал, а из недр куста ему был голос Господа Бога. И сказал Яхве Моисею, что он должен вывести евреев из рабства египетского и привести сюда, к святой горе на Синай. И обещал Яхве дать сыновьям Израилевым, которые уважают Бога и  своих родителей, богатую землю. Моисей, проникнувшись откровением, которое он получил около 1230 г. до н.э., появился среди израильских рабов в Египте. Он ощутил на себе печать Божьего пророка и обязанность спасти свой народ. Большой была работа Моисея, поскольку встретился он со страхом и тупостью, ленью и отсталостью.

Необходимо было возродить в своих соплеменниках бывшую религиозность. Моисей пришел с вестью, что Бог Авраама, Исаака и Иакова снова призывает свой народ и обещает дать ему во владение плодородные земли Ханаана. Психология человека устроена таким образом, что даже самое тяжелое, невыносимое, но предвиденное настоящее воспринимается лучше, чем благополучное, но неизвестное будущее. Моисею необходимо было сдвинуть с насиженного места целый народ, разбудить в нем гордость и энергию, сплотить его под единой верой. Обстановка в самом Египте оказывала содействие выполнению задуманного. В те годы Египет восстанавливал бывшее могущество. Армия фараона снова завоевывала чужие земли, а в долине Нила взорвалась эпидемия.

Выход из-под ярма рабства был сделан в день весеннего праздника. Наспех выполнив необходимый обряд, еврейский народ отправился восточнее. Как говорится в Библии, их было всего 70 человек, но вероятнее - 70 семей, т.е. больше тысячи человек, поскольку каждая семья могла начислять до тридцати человек.

Моисей сам поднялся на вершину горы к тому святилищу, где ему раньше явились куст, который не сгорает («неопалимая купена»), и голос Бога. Вернувшись, он провозгласил, что принес с собой Тора (учение, закон). Именно Тора является Пятикнижьем Моисеевым, первыми пятью книгами Библии, которые являются священными для иудаизма.

С точки зрения науки, вопрос авторства Торы всегда оставался довольно спорным. Ортодоксальные иудаисты все пять книг Торы приписывают самому Моисею. Однако сегодня установлено, что много данных говорят о обратном. Некоторые исследователи считают, что от Моисея не осталось ни строки, а Тора принадлежит перу разнообразнейших религиозных деятелей Израиля. Тора состоит из пяти книг:

•          Бытие, где описана история создания мира, жизнь Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, пребывание в Египте.

•          Результат, где изложена деятельность Моисея.

•          Собственно сборник законов и установок в трех книгах: Левит, Числа и Второзаконие.

•          Наиболее вероятно, что Моисей принес из Синайской горы декалог, т.е. те десять божественных заповедей, которые стали известны во всем мире. Если отдельные части законодательства Торы можно датировать по-разному, вплоть до середины первого тысячелетия до н.э., то декалог был известен во все времена истории Украины после Моисея. Из пересказов истории эти заповеди были написаны на двух каменных досках (скрижалях), что в принципе отвечает древней традиции.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > История и идейное содержание легенды «О Моисее» Десять заповедей