Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > И Багряный «тигроловы» Сильный тип украинского Человека – главный герой писателя
И Багряный «тигроловы» Сильный тип украинского Человека – главный герой писателя - сочинение


И. Багряный «Тигроловы». Гуманистическая идея победы добра над злом
Тарас Бульба – главный герой повести Н.В.Гоголя
Собор Парижской Богоматери, Нотр-Дам – главный герой романа Гюго


Цель:   продолжить обрабатывать содержание приключенческого романа, определяя основные идеи, мотивы произведения, роль патриотизма в его сюжете; охарактеризовать главного героя романа как сильного типа украинского человека; развивать логическое и критическое мышления; умение доказывать собственную мысль, ее обосновываться, мотивировать, делать взвешенные итоги; формировать мировоззрение школьников; воспитывать патриотов Украины, чувство любви к национальным традициям, обычаям и обрядам, интерес к историческому прошлому родного краю.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: портрет И. Багряного, текст романа, творческие работы школьников за его содержанием, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

 Организационный момент.

определение эмоциональной готовности учеников к уроку

 проверка домашней задачи

Чтение учениками отрывков из собственных творческих работ, которые необходимо было написать дома. Краткий комментарий услышанного, высказывание впечатлений.

 

Актуализация опорных знаний

Литературный диктант «Герой романа И. Багряного «Тигроловы»

За приведенными цитатами-характеристиками необходимо определить литературного героя произведения.

    «Высокий, упитанный красавец. Молодой — лет 25. На нем военный, старенький френч. На ногах ичаги, на голове пероекошена кепка, а из-под нее буйный чуб курчавится». (Григорий Серко) 
    «Чернобровый, с мясистым носом, возрастом больше тридцати лет, выглядит, как самое воплощение могущества, силы и гонора своего «пролетарского государства». (Майор Медвин) 
    «Не дед, а усатый дед, упитанный, высокий, красновидний, мохнатая грудь выпячивалась из белой пазухи. На ногах ичаги, на голове дырявая фуражка, ватные штаны на нем, несмотря что такая жара». (Дед Серко) 
    «И прет туда, куда и мужчина не осмелится. Вели ей к ведьме в зубы полезть — и полезет. Ей бы нужно мальчиком родиться». (Наталка) 
    «Ей свыше пятидесяти лет, а она выглядит еще молодо и бодро. И голос у нее такой, как у дочери, только не такой острый, какой-либо теплее, более близкий». (Серковна) 
    «…было у старика закалки — гостеприимный и радушный, с чувством собственного достоинства». (Маиенко) 
    «И в ней кровь шумит так, как и у каждого животных здесь, как у пантеры, или в рисе, или у тигра». (Наталка) 
    «Гость избавился от кустов и подошел, расплываясь в широкую радостную улыбку целым своим квадратным косоглазым лицом. Осадистый и добродушный…»... (Тунгуз Пятро Дядоров) 
    «Он прожил всю жизнь так, один, как палец, на огромные пространства. Охотничал и был полным хозяином. У него уже не было зубов, а сам он — как сухенький сморщенный грибок. Жил он из того, что ловил рыбу, а иногда и белку…»(Иннокентий Петрович) 
     
    « Старый дед столько насмотрелся за жизнь, столько думал над всем и понимал даже, чем что дышит, что мог бы консультировать многих ученых и профессоров по этим вопросам». (Дед Серко) 
    «Бравый герой и грозный судья, и властитель душ людей и плюгавый воришка, нарушитель закона трущобы». (Медведин) 
    «Почерневшее лицо с крепко сжатыми челюстями заросло щетиной. На крутому лбе две глубоких сморчка торчком между крыльями бровей, а в сморчках соль от пота. Одна бровь дрожит, и от того такое впечатление, будто брови те порываются полететь». (Григорий Многогрешный) 


Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

IV.  Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности

V.  Основное содержание урока

Лучше умирать бежать, чем жить гния.

И. Багряный

Только свободный народ свое счастье кует, Только свободный народ и берет, и дает...

О. Олесь

1.  Вступительное слово учителя

Уважаемые друзья!

Листая страницы романа И. Багряного «Тигроловы», мы не можем не захватываться мужеством, изобретательностью, порядочностью его главного героя - инженера-авиаконструктора Григория Многогрешного. Он патриот родного края, который действительно довел это своей сыновней верностью, поступками и делами.

Итак, на уроке попробуем исследовать, как главный герой произведения борется против нарушения элементарных прав человека, старается противостоять тоталитарной системе, которая властвовала в те времена.

2.  Григорий Многогрешный — сильный тип
 украинского человека. Характеристика образа

2.1. Цитатная характеристика героя.

    «Тот, кто имеет сверхчеловеческое терпение и чрезвычайную волю, может проделать такую работу. Тот сумасшедший, тот маньяк выпрыгнул... выпрыгнул на ходу поезда. Прыгнул в определенную смерть, но не сдался». 
    «Все знали детали о того «дьявола», о того юноши, на двадцать пять лет каторги обреченного, что переступил «трибунал» и выпрыгнул в смерть с бешеного поезда».
    «Григорий Многогрешный - образ как символ непокорной и гордой молодости, символ той свободолюбивой и плюндрованной за то Отчизны».
    Медвин о Григории: «Это же тот дьявол. Это же тот, что он с ним негоден,  будет стоять ему вечно всю жизнь, небось». «Он припоминает ту исключительную эпопею перед двумя годами... над тем зоологическим националистом, над тем дьяволом в оскорблении человека». Глаза замученной, раздавленной, но не побежденной жертвы.
         «Вырвавшись из когтей смерти, он летел, как на крильях. «Воля! Воля!». «Широко раздувая ноздри, он захлебывался ею на бегу, разрывал грудью зеленую стену. Все двадцать пять лет в нем зажили сразу».
        Внешность во время бегства: «У него не было ни огня, ни оружия, у него не было ничего, даже шапки и ботинок, лишь полуистлевшие тюремные лохмотья, да и то прочь обрывалось и оставалось кусками на кустах».
        «Был живучим и выносливым на чудо».
            «Его везли этапом из Украины на Колыму. Присудили 25 лет каторги и везли где-то похоронить в снега».
            «Как один храбрый и смелый пять, раз победил смерть, взгромоздился из пасти дракона и, гонимый буйной радостью, донес свою голову аж сюда, догоняя счастье».
            «Бог, сколько изменений с того времени, как видел себя в последний раз бритым! Аж самому стало, себя жаль, жаль того беззаботного, молодого, веселого лица, которое когда-то сводило девушек из ума. Жаль молодости, жаль утраченного бесповоротно того, что уже некогда, некогда не возвратит».
            «Ободран, худой, аж черный, с ножиком. Ни - что не поломано, руки, ноги, глава - целые, а мертвый...»
            «Судьба его не отстает от него».
                «Потомок знаменитого рода - заклинаний из далекой, далекой земли химерической судьбой».
                Серко о Григории: «Это, наверное ты, казачье (к Григорию), счастливый такой. Дай Бог!»
                «Он был счастлив возле нее (Наталки). Он ощущал, как в нем кипела и бурлила кровь от самого звучания ее голоса. Голос той откликался в нем странным, богатым откликом, с болью, с мучением. И это было счастье. Мучительно, но большое, почти недосягаемое для ума счастья».
                «Имея урожденный наклон к наблюдениям, вырос среди природы, он имел в том большую утеху».
                «Этот пес отбивал мне печени, ломал кости, раздавливал мою молодость, и старался оцарапать сердце, если бы достал. И все за то, что я любил свою родину, любил свой несчастный край и народ. Прыгнул в ночь, в смерть, к счастью».


2.2. Общая характеристика образа (материал для учителя и учеников) Главный герой произведения - инженер-авиатор, судьба которого в романе есть трагической. Гордый потомок первого каторжанина Сибири, правнук гетмана Демьяна Многогрешного - Григорий Многогрешный не покорился, не смирился со своим навязанным насильно статусом
узника. И хотя на каждой остановке поезда-дракона охранники делали перекличку, он удирает от смерти, осознав для себя главное: лучше умирать бежать, чем жить гния. Выпрыгнув на ходу из живота огненного дракона-поезда, Многогрешный ощутил себя человеком, хотя и голодной, оборванной, изуродованной, но свободной и от этого счастливой.

Оказавшись наедине с первобытный лесом, юноша ищет пищу, лакомится орехами бурундука, находит дикий чеснок, однако от голода обессилевает и часто грезит. Вдруг случайно возле реки находит, чем и радуется ему как ребенок. Григорий бреется, готовясь к далекой дороге в непроходимой тайге. Та судьба готовила ему новое испытание.

Григорий спасает от медведя девушку Наталку Серковну из семьи переселенцев. Долго болеет, но любовь к жизни побеждает. Он не просто становится братом и сыном, честным и смелым охотником. Однако юноши не оставляет еще одна проблема - уничтожить того человека охотившегося на людей-Медвина, чтобы такие, как он, не размножались, как поветрие, не отравляли своим существованием мир. Так как рано или поздно всякие преступления будут оценены справедливо, так как нет зла, которое не было бы наказанным. И борец осуществляет приговор над преступником, встретив его внезапно в тайге. Григорий стремился это осуществить и в тюрьме, и когда втекал из эшелона, и когда стал тигроловом. Цель уничтожить Медвина как зло - это смысл его жизни. Победа Многогрешного - не является месть, это выполнение обязанности, которой руководствуется в своей жизни главный герой.

Семья Серков стала для него родной, а старый Серко - более чем отец. Глубокая внутренняя порядочность и культура поведения Григория прослеживается во всех его поступках и замыслах. Превыше всего ценя волю, вытаскивая ее из последних сил, рискуя жизней и беспредельно любя его, он заботится, чтобы не накликать беды на других, не нанести кому-то наименьшего вреда. Григорий не разрешает себе быть нахлебником у добрых Серков, овладевает сложное охотничье ремесло, ходит с семьей на охоту, хотя этим натыкается на опасность. И иначе не может. Пойти из гостеприимного дома, не простившись, не поблагодарив за хлеб-соль, тоже не может, и потому возвращается назад, идет всю ночь, одолевая усталость и бездорожье. И хотя смертельная угроза, которая повисла над главой, становится при этом еще более близкой, мучения совести сняты: «Григорий знамя шапку и опустился на колена... и смог выдавить одно жалящее слово: «Мама. Простите, когда чем провинился, может, уже и не увидимся...».

 

Согласно традициям народной морали Григорий просит прощения, обнаруживая тем свое уважение и доброжелательное отношение к Серков.

«В смелых счастье всегда есть»,- говорят обогащенные жизненным опытом Серы, предусматривая тем самым судьбу Наталки и Григория. В поисках счастья влюбленные переходят укрытые снегами пространства тайги, одолевая пограничные преграды.

2.3.  Беседа за вопросами.

    Что вы узнали из первых страниц произведения о Г. Многогрешного?
        Кто был его предком? Отвечая, ссылайтесь на факты из истории.
        Какие страдания испытал инженер-авиаконсруктор от Медвина, находясь в заключении?
        Чему Григорию удалось убежать от охранников поезда?
        Какие новые испытания его ожидали в тайге?
            Что оказывало содействие появлению Григория в семье Серков? Как они отнеслись к нему?
            Чему научился герой романа, находясь среди украинцев-переселенцев?
            Чем объяснить жестокость и ненависть Многогрешного в поединке во время встречи с Медвином?
            Из-за чего Григорий решил оставить Серков и эмигрировать за границу?
            О чем свидетельствует лейтмотив произведения:  «Смелые всегда имеют счастье».

Микрофон. «За что украинцы должны уважать Г. Многогрешного».

2.4.   Воспроизведение ассоциативного портрету Григория Многогрешного. (Работа в парах)

2.5.  Упражнение. Выскажите собственные соображения.

Разместите героев произведения на условных ступеньках в зависимости от их влияния и места в жизни Григория Многогрешного.

 

3. Работа над содержанием произведения

3.1.  Раздел IX.

3.1.1.   Зима. «Перед большой охотой»

    В чем оказались особенности охоты Серков зимой?
        Какое значение для Григория имела охота в тайге? Как оно влияло на внутреннее состояние героя? На охоте старался забыть обо всем — о своей глупой судьбе, о неизвестном будущем, старался не смотреть вперед, забыв обо всем миру. Лучше не думать, жить, пока можно, дышать, смотреть на солнце…»)
        О чем свидетельствует мастерство и сноровка Наталки во время охоты на рысь?

3.1.2.   «Ценой дружбы. «Воришка».

    Какая неожиданная стычка произошла у Григория с вепрем-предводителем?
    Как вел себя герой, когда потерялся в таежном лесу?
        Что свидетельствует о заботливости, а может и любовь Наталки к «инженеру».

3.1.3.   «Рождество в первобытных лесах».

    Чем поразила Григория поведение людей возле барака?
    Чему париться в бане для «инженера» - экзекуция?
    Как колядование старика Серка поразило Григория?
    Каким образом Серы праздновали Рождество?
        Чем объяснить желание Григория «позабавиться с судьбой в жмурки», собираясь поехать вместе с Григорием к Хабаровску?

3.2.  Раздел X.

3.2.1.   «Рейд на Хабаровск».

    Из-за чего у Григория возникло большое желание вместе с Григорием отправиться к Хабаровску - «глянуть на тот запрещенный мир»?
    Какую гостеприимность  ребят проявил туземец?
        Чем пение Комги-Сауна поражал его гостей? Чему песня, которую выполнял хозяин «приобрела сразу какого-то фигурного значения и содержания»? Приведите убедительные аргументы.

3.2.2.   «Экспресс, «который возит дрова и лес».

    Чему не так просто было таежным жителям достаться к городу?
    Как И. Багряный характеризует экспресс? («Предлинных - вагонов на 50. Половина вагонов товарных, а половина почтовых - все же они несли функцию пассажирских. Никаких дров он не возил. Вся и валка вагонов была натоптана пассажиром до конца, так что человеческие руки и главы, даже ноги выпячивались из окон и из тамбуров»)
    Каким образом Григорий и Григорий попали к «экспрессу» и воспользовались его услугами?
        Кто были пассажирами поезда? О чем свидетельствует характеристика тех, кто ехал в «экспрессе»?
        Как пассажиры «экспресса» среагировали на те, кто ехал в эшелоне и 


 Окнами с гратами?

3.2.3.   «Хабаровск». «Смешные и печальные походы».

    Чем Хабаровск поразил ребят?
        О какой неприятной новости проинформировал ребят Вася Потаюк? (Ребята не знали, что на этом миру зашла эпидемия арестов. И то не только здесь - в этом крае,- а и по целой «шестой части мира»)
        Из-за чего возникли трудности относительно оформления разрешения на право пользования оружием у Григория Серка?
        Чем вызванное поведение Григория к Григорию, когда они оба оказались в помещении НКВД?
        О чем допрашивались работники НКВД у Григория, когда тот появился к ним для получения разрешения на пользование оружием во время посещения японского ресторана?
        Чему Григорий пренебрежительно относился к тем, кто находился в зале ресторана? («Смотрел на все те лица рисованные, на все то претенциозное, засосанное сборище, на ту выставку женской красоты и красы и мужской спеси и гонора - и сцепил губы. Понурый, налитый болью и презрением возражения. Его потоптано, изгнано прочь из жизни, вычеркнуто»)
        Чем объяснить то, что Многогрешный среди шума ресторанной музыки во всякое время слышал смех Наталки, гавканье Заливая, шум горной реки?


Похожие сочинения


И. Багряный «Тигроловы». Гуманистическая идея победы добра над злом
Тарас Бульба – главный герой повести Н.В.Гоголя
Собор Парижской Богоматери, Нотр-Дам – главный герой романа Гюго

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее