Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > И Франко – поэт борьбы и противоречий
И Франко – поэт борьбы и противоречий - сочинение


И. Франко «Захар Беркут». Изображение героической борьбы русичей против монголо-татарских захватчиков
Смех – оружие борьбы с пошлостью, мещанством, консерватизмом (по рассказам А.П. Чехова)
Иван Франко – писатель, ученый, общественный деятель



Цель: с помощью критических материалов как самого автора, так и о нем и собственных наблюдений исследовать причины изменений общественно-политической ориентации писателя, которые воссоздались в его стихах; выяснить особенности жанровых и идейно-художественных вкусов поэта на разных этапах творчества, осветить многогранность таланта И. Я. Франко и его проявления творчества в разнообразнейших областях культурной и политической жизни; примером большого самоотречения во имя народа воспитывать чувство патриотизма. Оборудование: портрет И. Я. Франко; таблица для творческой работы, экспозиция, оформленная под комнату-музей И. Я. Франко, магнитофон, иллюстрации к поэтическим произведениям, рисунки учеников. Тип урока: урок-исследование по элементами инсценировки. Ход урока. I. Организационный этап. II. Этап проверки выполнения домашней задачи. III. Подготовка учеников к работе на основном этапе. 1. Актуализация знаний. 1) Детство. 2) Образование. 3) Писательская нива. 4) Иван Яковлевич Франко (создание ассоциативного ряда) - вера, икона, утро, приговор, глаза, новость, нива, явор, ночь, водоворот, река, рана, овраг, навеки, венок. 2. Вступительное слово учителя. - Изучая творчество М. Старицкого, мы знакомились с его драмой «Участь» и рассматривали такие понятия, как одаренность, талант и гениальность. ВСпомним значение двух последних слов. 4. Словарная работа. Талант (гр.— высокий уровень одаренности) — творческая одаренность в искусстве, характерными признаками которой являются: сила художественного мышления, активность воображения, наблюдательность, глубина памяти, богатство эмоций. Гений (лат. — дух, хранитель) — высочайшая степень одаренности человека, которая характеризуется признаками таланта, плюс эстетичной интуицией. Учитель. По поводу этих понятий высказывалось немало писателей, ученых, мыслителей. М. Горький сравнивал талант с породистым конем, которым надо уметь управлять, так как он может быстро превратиться в клячу. «Гений,- по словам В. Белинского,- создает новый мир мысли и формы». Сегодня мы будем продолжать рассматривать фигуру, которую однозначно можно назвать гением, или, как говорил П. Тычина, «талантом среди талантов». От смерти Т. Шевченко никто из украинцев не получил большей славы, чем Иван Франко. В одном человеке соединились поэт, прозаик и драматург; переводчик и литературный критик, историк и теоретик литературы, театра, искусства; публицист, философ, фольклорист, языковед, этнограф и экономист; один из виднейших политиков Галиции конца XIX - начала XX ст. Кажется, жизнь так коротка. Что может успеть сделать за это отведенное время человек? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к фактам. Лирические поэзии И. Франко создавал на протяжении всей своей жизни - и в юности, и в зрелом возрасте, и на склоне лет. Понятно, что за это время кардинально изменялись общественные условия жизни в Украине и в ближайшем окружении поэта, не было застывшим и его мировосприятие. Чувства поэта далеко не одинаковые в начале и в конце творческого пути. Это удостоверяют произведения. Общеизвестным является есть тезис о том, что лишь глупые не изменяют своих взглядов. Такое утверждение целиком правильное, ведь догматизм - один из наибольших недостатков человеческой натуры. Изменение, текучесть являются естественными явлениями, бороться с которыми, мягко говоря, абсурдно. Не исключением в этом плане был Иван Франко. Причины, которые влияли на его идеи, на его мировоззрение, нужно будет выяснить нам на протяжении урока. 5. Сообщение темы и цели урока. IV. Этап усвоения новых знаний и способов действия. 1. Работа с группами учеников. Первая группа (творчество периода 1870- 80-х гг.). Историческая справка (записывается учениками в тетрадь). Ранние попытки собранные в книге «Баллады и рассказы» (1876), но часть произведений разбросана по галичским газетам. Через много лет И. Франко собрал эти поэзии, добавив некоторые непечатные, в сборнике «Из лет моей молодости». Продолжив отход от народнопоэтической традиции Т. Шевченко, которые начал еще М. Старицкий, И. Франко создает новые формы, в которых отражены новые мысли. Что же до этнографически-романтических мотивов и форм, то Иван Яковлевич высказывался отрицательно, хотя позднее в статье о М. Старицкого (1902) проявлял увлечение. Основные вопросы. Почему именно творчество Т. Шевченко соотносится с народнопоэтической традицией? Отход от этой традиции - шаг назад или вперед? Какие именно факторы указывают на новаторство И. Франко на поэтической ниве? Какие темы и проблемы можно назвать доминирующими в этот период? Обращение к исторической тематике («Крест Чигиринский», «Аскольд и Дыр под Царьгородом», «Данил», «Святослав») может быть признаком лишь романтической эпохи в литературе? Приходятся ли на ранний период творчества переводы и перепевы? Зачитываются два произведения наизусть (по выбору учеников). Итоги (записываются). Возражение народной традиции, канонизированной Т. Шевченко и его преемниками. Наличие незначительного количества исторической романтики, а казакофильская - вообще отсутствует. Заимствование материала из разных чужеземных источников (Гейне, Словацкий). Вторая группа (творчество 1880- 1890-х гг.). Историческая справка (записывается в тетрадь). Призывы к борьбе, начиная с «Товарищам из тюрьмы», начинают второй период творчества. Этот стих был напечатан в сборнике «Давнее и новое» под названием «На заре социалистической пропаганды». С этих пор поэзию Франко называют «агитационной». Тюрьма сформировала новый подход к оценке общественных событий. Произведения этого периода наиболее полно представлены в сборнике «С вершин и низин». Здесь его политизированные программы в поэзии («Вечный революционер», «На суде», цикл «Галичские образки»). Нового уровня достигает сатира («Ботокуды»), которая была следствием увлечения творчеством Гейне. Основные вопросы. Сколько раз был арестован И. Франко? Как аресты отразились на творчестве писателя? Кто из культурных деятелей Украины имел существенное влияние на формирование мировоззрения Ивана Яковлевича? Поэтические произведения подтверждали его политические убеждения или, наоборот, опровергали, возражали? Как соотносятся слова Ивана Франко в письме Елене Пчилке: «Открытая борьба с тем болотом без достаточных сил - сие неминуемая погибель. Здесь надо длинной, медленной ломки...» с темой и идеей произведения «Ботокуды»? Зачитывают два произведения наизусть (по выбору учеников). Итоги (записываются). Существенное преимущество гражданских и революционных призывов. Распространение реалистических образов с морально-общественной окраской. Использование сатирически-политических песен. Третья группа (творчество периода конца1890 - начала 1900-х годов). А. Крушельницкий: «Поэт прошел тюрьму и ее последствия - дух его прибитый бойкотом интеллигенции своего общества; он должен покинуть Львов и университет, идет на село - недуг: тиф,- быт на селе и обсервация новыми глазами мужицкого благополучия и переживаний того бедствия, с которым он сам боролся - это все не могло вызвать другое настроение в поэзии».

Похожие сочинения


И. Франко «Захар Беркут». Изображение героической борьбы русичей против монголо-татарских захватчиков
Смех – оружие борьбы с пошлостью, мещанством, консерватизмом (по рассказам А.П. Чехова)
Иван Франко – писатель, ученый, общественный деятель

ТОП 3 популярных


  1. Моя семья сочинение
  2. У войны не женское лицо сочинение
  3. Богомолов Иван сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее