Классический и неклассический типы мировоззрения - сочинение

В этот период в мировой культуре серьёзно заявило о себе и окончательно утвердилось новое неклассическое мировоззрение, новый взгляд на мир, человеческую жизнь, её смысл и т.д. Сам факт его появления сильно изменил характер мировой культуры и в первую очередь мирового искусства.

Сначала нужно определить, что такое классическое мировоззрение? Это привычное, традиционное понимание жизни, моральные ценности, которые разделяют большинство обычных европейцев. В основе этого мировоззрения лежит христианство, ибо христианство лежит вообще в основе европейской культуры. Оно утвердилось в средние века и господствует до сих пор. Большинство современных обычных людей имеют именно классическое мировоззрение, близкое христианству. Хотя в реальной жизни они часто живут не по христианским заповедям, но всё равно в теории их разделяют.

В последней трети 19 века появилось достаточно много интеллектуально развитых людей, составляющих значительную часть культурной элиты, писателей, философов, художников и т.д., которые стали отказываться от традиционного классического мировоззрения, от христианской морали (они были и раньше, но их было мало, они не имели влияния). Возникло неклассическое, нетрадиционное, антихристианское мировоззрение. И в течение всего 20 века шла и до сих пор идёт интеллектуальная борьба между классическим и неклассическим типами мировоззрения.

1. Представление о мире как о Космосе. Космос – по-гречески значит порядок. Мир разумно устроенный порядок. Он существует по определённым законам. Мир предсказуем и понятен.   Мир – это Хаос, непредсказуемый, бессмысленный, абсурдный, враждебный для человека, страшный беспорядок.

Александр Блок прекрасно выразил ощущение мира как Хаоса в стихотворении «Миры летят» (1912).

    Миры летят. Года летят. Пустая
    Вселенная глядит в нас мраком глаз.
    А ты, душа, усталая, глухая
    О счастии твердишь - который раз?
    Что счастие? Короткий миг и тесный,
    Забвенье, сон и отдых от забот.
    Очнёшься – вновь безумный, неизвестный
    И за сердце хватающий полёт.
    Вздохнул, глядишь, опасность миновала
    Но в этот самый миг – опять толчок
    Запущенный куда-то, как попало,
    Летит, жужжит, торопится волчок!
    И уцепясь за край скользящий, острый,
    И слушая всегда жужжащий звон
    Не сходим ли с ума мы в смене пёстрой
    Придуманных причин, пространств, времён.
    Когда ж конец? Назойливому звуку
    Не станет сил без отдыха внимать…
    Как страшно всё! Как дико!
    Дай мне руку,
    Товарищ, друг! Забудемся опять.

2. Вера в высшую справедливость - основной закон, на котором держится мировой порядок. Высшая справедливость – это когда добро неизменно побеждает и награждается, а зло терпит поражение и наказывается. Наиболее явно этот закон существует в детских сказках, но в более скрытом виде присущ многим взрослым произведениям.    Нет никакой высшей справедливости.  Добро не всегда награждается, а зло не всегда наказывается, и значит, нет никакой закономерности, есть совпадения, случайности.

3. Оптимизм  Пессимизм

4. Вера в то, что есть некий глобальный высший смысл жизни – в самых общих чертах это стремление к торжеству добра, любви, счастья над всяческим злом в масштабах общества, всего человечества и даже всей вселенной.  Никакого глобального смысла жизни нет. Есть маленький, замкнутый в рамки одной человеческой жизни смысл – прожить эту короткую жизнь  с возможным удовольствием.

5. Морализм – господство морального, нравственного взгляда на жизнь, все люди и их поступки оцениваются прежде всего с точки зрения морали. Быть нравственным – это основа жизни. Имморализм - пренебрежение нормами морали, потому что нравственность - не главное в жизни. В определённой степени оправдание зла, разного рода кощунства и т.д.

6. Лучшие качества человека – доброта, смирение, альтруизм - отказ от собственного счастья во имя счастья другого.

Эгоизм, гордость, стремление к собственным удовольствиям – качества скорее отрицательные, ведущие к гибели. Оправдание эгоизма, гордости, самолюбия и стремления к удовольствиям.

7. Представление о том, что душа, духовное всегда выше, ценнее тела. Сексуальные наслаждения чуть ли не греховны. Вообще вся сексуальная сфера под полузапретом, об этом говорить стыдно. Прелюбодеяние – любовная связь вне брака - запрещено. Душа и тело равноправны. Сексуальное раскрепощение.

Прелюбодеяние оправдано.

8. Моноидеологичность – представление о том, что только одна идеология, одно мировоззрение – истинно, правильно, все остальные ошибочны.  Полиидеологичность: идеологий, мировоззрений, правд много, все они равноправны, все правы по-своему, потому что настоящей одной правды не знает никто. Её вообще нет.

Классическое мировоззрение – это стремление жить по традиционным нормам и законам, которые вполне устраивают большинство, это мировоззрение большинства, именно этому учат в школе, поскольку только соблюдение этих законов гарантирует сохранение жизни и стабильности в обществе.

Неклассическое мировоззрение – мировоззрение меньшинства, одиночек, бунтарей и хулиганов.  Это, прежде всего, свобода, освобождение от всяческих законов, преодоление традиционных норм поведения, во имя более яркой счастливой жизни лично для этих одиночек. Но освобождение от норм – это огромный риск, свобода опасна, она действительно часто ведёт к гибели самого человека или окружающих его людей.

Итак, основа классического мировоззрения – христианство. Наиболее яркие представители классического мировоззрения в литературе 19 века, писатели так или иначе близкие христианству – Толстой, Достоевский, Гюго, Диккенс. Однако вполне возможен и атеистический вариант классического мировоззрения: например, таковым был советский материализм, не во всём, но в основных чертах.

Писатели-«хулиганы», бунтари, в творчестве которых можно найти многие элементы неклассического мировоззрения – Рабле, Боккаччо, Байрон, Лермонтов, Стендаль. Но они были одиночками, исключениями. К концу века их стало значительно больше, они серьёзно заявили о себе. Вообще эпоху конца 19 – начала 20 века иногда называют эпохой Декаданса (в переводе с французского декаданс - упадок), имеется в виду упадок традиционного классического мировоззрения. Декаденты – это те, кто наиболее явно и даже с вызовом стали исповедовать неклассическое мировоззрение, это французские символисты и русские старшие символисты.

Вообще о неклассическом мировоззрении надо сказать, что в чистом и полном виде, как в нашей таблице оно встречается крайне редко, чаще всего  у писателей, и у обычных людей черты обоих типов перемешаны, и всё же что-то обязательно преобладает.

Сами термины «классическое-некласссическое» пришли из истории философии. Философию, пришедшую на смену классической немецкой философии – Шеллингу и Гегелю и т.д. - стали называть неклассической. Эта неклассическая философия, начала формулировать принципы неклассического мировоззрения и очень серьёзно повлияла на литературу.

Первый неклассический философ – немец Артур Шопенгауэр (1788-1860). Именно Шопенгауэр провозгласил, что Мир – враждебный, страшный Хаос, именно он распространил по Европе пессимизм. И всё же ключевая фигура конца 19 века в европейской философии, оказавшая огромнейшее влияние на мировую культуру – немец Фридрих Ницше.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Классический и неклассический типы мировоззрения