Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Ламартин Альфонс де
Ламартин Альфонс де - сочинение




Ламартин Альфонс де Анри Декен (Henri Decaisne). Портрет Альфонса де Ламартина, 1830. Ламартин (Lamartine) Альфонс Мари Луи де (21.10.1790, Макон, деп. Сена и Луара - 28.02.1869, Париж) - французский поэт, публицист, общественный деятель, основоположник французской романтической поэзии (сб. "Поэтические раздумья" - "Méditations poétiques", 1820). Не порывая, с формами классического стиха, Ламартин в жанре элегии, а позже в молитвенной оде (см. сборник "Поэтические и религиозные гармонии" - "Harmonies poétiques et religieuses", 1830) раскрыл новую, романтическую концепцию мира, человека и искусства. В поэзии Ламартин утрачивается свойственная классицизму соразмерность мира лирическому герою, он ощущает себя песчинкой в бесконечности мироздания, готов раствориться в природе ("Долина"), теряется перед открывающимся ему в природе лицом вечности ("Вечность") и бесконечности ("Долина"). Его охватывает глубокая меланхолия ("Уединение"). Квинтэссенцией поэтического восприятия Ламартина стала элегия "Озеро". Утрата возлюбленной погружает лирического героя в меланхолически-созерцательное состояние.

Убаюкивающий ритм стиха перекликается с образом ночи, плеском волн, лунной зыбью на поверхности озера. Все: деревья и скалы, волны и лунный свет - напоминает герою о невозвратимых мгновениях свидания с возлюбленной. Д. Д. Обломиевский писал об элегиях поэта: "Человек у Ламартина не соразмерен окружающему миру: он пассивен, остро ощущает свою ущербность и неполноценность, никогда не чувствует себя на земле хозяином, нуждается постоянно в помощи. В этом проявляется религиозный характер поэзии Ламартина: в ней намечается идея бога". Эта идея, подкрепленная растворением образов материального мира в бестелесности божественной субстанции, находит отражение в одах Ламартина "Молитва", "Вера", "Бог". Эстетические взгляды Ламартина раскрыты в его "предуведомлениях" к поэмам и сборникам стихов. В "Предуведомлении" к поэме "Смерть Сократа" ("La Mort de Socrate", 1823) поэзия предстает как откровение иного мира, "язык богов", чем определяется ее совершенно особое место в жизни человека. Ламартин устанавливает две важнейшие связи: поэзии и музыки (отсюда особое внимание к разработке понятия "гармония", к музыкально-поэтическому ритму, а также свойственному обоим видам искусства взлету чувств, в котором Ламартину видится божественное начало) и поэзии и философии (для Ламартина поэзия и философия - сестры, они неразделимы). Философичность и лирический характер поэзии выступают как свойства романтического искусства. Вот почему Ламартин, говоря о поэме Байрона "Паломничество Чайлд-Гарольда", считает, что даже сама идея этой поэмы не могла бы возникнуть в классической поэзии ("Предуведомление" к переводу 4-й песни поэмы Байрона, сделанному Ламартином в 1825 г.). В этой работе представляет интерес раскрытие связи романтического поэта (Байрона) и его героя (Чайлд-Гарольда), которое оказалось созвучным пушкинскому отзыву о Байроне. Ламартин разрабатывал и вопросы, связанные с читательским восприятием поэзии. Свои стихи он адресует не читателю вообще, а "единственному" сердцу, читателю романтического склада, живущему устремлением к "иному", идеальному миру, о чем поэт пишет в "Предуведомлении" к сборнику стихов "Поэтические и религиозные гармонии". В 1830 г. Ламартин был принят во Французскую Академию.

Речь его при вступлении в Академию отличалась резко выраженным монархизмом, была более изящным комплиментом предшественнику по академическому креслу, чем эстетическим манифестом. Тем не менее, в ней содержится важная мысль о связи судьбы человека с эпохой, в которую он живет. Однако романтик Ламартин определяет эту связь как обратно пропорциональную: наибольший расцвет личности, ее талантов связан с наибольшей ничтожностью общественных связей. Человек не формируется эпохой, а "брошен на сцену мира" и лишь проявляется эпохой. Ламартин сочетал творчество с политической деятельностью. В результате событий 1848 г. он стал фактическим главой французского правительства, способствовал уничтожению республиканских форм правления. Феликс Филиппото (Felix Philippoteaux). Ламартин отвергает красное знамя 25 февраля 1848 года. В России поэзию Ламартина высоко ценили, ее переводили Ф. Тютчев, А. Фет, П. Козлов, В. Брюсов, Б. Лифшиц. П. Вяземский написал статью "О Ламартине и современной французской поэзии". Пушкин невысоко оценил первый сборник Ламартина, однако во втором - "Новые поэтические раздумья" ("Nouvelles méditations poétiques", 1823) выделил два стихотворения - "Умирающий поэт" и "Наполеон". В целом Пушкин не воспринимал Ламартина как романтика, его "Религиозные и поэтические гармонии" считал однообразными и вялыми. Соч.: Oeuvres complètes de Lamartine, publiées et inédites: 40 vol. Paris: Hachette, 1860-1863; Издание:Oeuvres complètes de Lamartine, publiées et inédites: 40 vol. Paris: Hachette, 1860-1863 (общий вид томов и титульный лист тома 37). В рус. пер. - Судьбы поэзии. Из путешествий по Востоку //Телескоп. 1834. Ч. 20. № 15 и 16; Шарлотта Корде (из истории жирондистов) //Современник. 1847 № III; Признание //Современник. 1849. Т. XIV-XV; 1850. Т. XXIII-XXIV; Рафаэль. Страницы из двадцатых годов жизни //Библиотека для чтения. 1849. Ч. 94 и 95; Антониэлла: Роман. СПб., 1868; То же. СПб., 1875; История жирондистов: 4 т. СПб., 1902; Жанна д’Арк (Орлеанская дева) //СПб.: Изд. Суворина, б. г. ("Дешевая б-ка"); Одиночество. Озеро //Европейская поэзия XIX века. М., 1977; Стихи //Поэзия Франции. Век XIX. М., 1985. Лит.: Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. М., 1947; Его же. Французский символизм. М., 1973; Корбе Ш. Ламартин и Россия //Русско-европейские литературные связи. М.; Л., 1966; Луков Вл. А. Ламартин //Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003. ddress align="rightВл. А. Луков Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. - Персоналии: Французские писатели. - Теория истории литературы: Романтизм. Илл. из Интернета



ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее