Лирика сборника Ивана Франко «С вершин и низин» - сочинение

Цель:            ученики должны уметь объяснить структуру сборника, мотивы; называть произведения (циклы) из него, идеи которые кажутся актуальными сегодня; анализировать поэзии, уметь определить и объяснить символику «Гимна», раскрыть значение понятия «вечный революционер»; формировать у учеников веру в человека (которая была присуща И. Франко) и убеждение, что прогресс осуществляется не путем насилия, а развитием духовности человека; оказывать содействие изготовлению у ребенка навыков и способности мыслить самостоятельно, интуитивно, гибко, критически.

Тип урока:     филологическое исследование.

Оборудование: поэтические сборники И. Я. Франко, учебник; музыкальные записи («Бог Великий, Единый, нам Украину храни...», «Не пора, не пора, не пора», Государственный гимн «Еще не умерли Украины ни слава, ни воля», «Гимн» («Вечный революционер»); толковый словарь, литературоведческий словарь.

Формы работы: «Интервью», «Трехстепенное интервью», технология «Пресс».

Каждый сборник стихов Ивана Франко - это книга с резко очерченным характером.

Максим Рыльский.

Ход урока.

I. Выяснение эмоциональной готовности учеников к уроку.

С помощью глагола ученики определяют свое эмоциональное состояние (волнуюсь, надеюсь, беспокоюсь, ожидаю...).

II. Актуализация опорных знаний.

1. Рассказать о юношеских годах Франко.

Дополнительный вопрос. Что вы узнали о формировании характера будущего художника и влияние на Франко сознательных людей, которые еще в маленьком Иване заметили и предвидели большой талант?

 

2. Раскрыть условия становления таланта Франко и определить его место в литературном процессе конца XIX — нач. XX ст.

Дополнительный вопрос. Что вы можете сказать об условиях последних лет жизни поэта?

3. Историческое исследование ученика «Франко и Рудковщина».

На мультимедийной доске демонстрируется видеозапись интервью, взятое учеником у учителя истории, главы Рудковской «Просвиты» Владимира Голинского.

Ученик. Связана ли деятельность Ивана Франко с Рудковщиной?

Голинский Владимир.

Доподлинное знакомство поэта с Рудковщиной состоялось в 1897 году, во время предвыборной борьбы как кандидата в австрийский парламент. Иван Франко бывал у священника Степана Онишкевича, который в 1895 году начал комарнянскую «Просвиту» и был ведущим работником этой организации. К сожалению, в архивах «Просвиты» не сохранилась корреспонденция Франко с рудковчанами, хотя интеллигенция старшего поколения оставила свои воспоминания. Так, стало известно о пребывании Франко в Подгайчиках весной 1897 года. Франко выступал возле церкви на предвыборном вече. 24 февраля 1897 года состоялось предвыборное вече при участии Франко в Комарно.

По тем же воспоминаниям, Франко должен был выступать и перед общественностью в Рудках. Он баллотировался в пятую курию Венского парламента, и общественность Рудковского, Мостиского, Перемышльского, Добромыльского, Самборского и Дрогобычского уездов голосовала за кандидатуры Франко и Левицкого. Количество голосов, которые получил на выборах И. Франко,- 319 против 505, которые получил д-р Левицкий. Но в Рудковском и Мостиском уездах Франко победил. Здесь можем гордиться за своих предков. Эти два уезда были аграрными, здесь проживало украинское крестьянство, которое в своем подавляющем большинстве отдавало голоса Ивану Франко.

Выборы 1897 года были кровавыми. Господин Левицкий и администрация, которая была в его руках и действовала за средства господского кармана, организовывали и проводили провокации и расправы над нашими избирателями. В то время был привлечен к судебной ответственности только в Комарно 71 человек. Их осудили к тюремному заключению сроком от 4 месяцев до 3 лет. В Самборском суде рассмотрено 15 дел за «нарушение» закона - митинги, собрания в поддержку кандидатуры Ивана Франко.

Насмехался господский прислужник над фамилиями крестьян, дескать, здесь можно устроить целую охоту. Вот эти фамилии: Кос, Ворон, Когут, Ендик, Волк, Карабин. А они же защищали интересы Франко, нашего народа!

Наверное, подобные упоминания о пребывании И. Франко сохранились в селах и их необходимо воскресить.

 

В 1913 году рудковчане из «Просвиты» собирали средства на юбилейный дар Франко. В том же году просвитяне купили домик под Народный Дом. Интересно, не у нас ли читал поэт своего «Моисея»?

Хорошо было бы, если бы нашлись потомки семьи Роздольских. В конце 30-х годов они жили в этом доме, а глава этой семьи работал в «Просвите» с 1913 года...

Признательные рудковчане поставили памятник И. Франко  на площади Возрождения (бывшая Рыночная). Целиком возможно, что на том же месте выступал он 27 января 1897 года... (дата - точная, место - истинно неизвестно).

4.   Игровая задача «Круг знакомых, друзей Франко».

Четырем-пяти ученикам учитель раздает конвертики, в которых на отдельных листах дана информация о современниках Франко, воспоминания, «Материалы хронологии жизни и творчества Ивана Франко» Зенона Гузара и т.п. Задача - определить круг знакомых, хороших приятелей художника, составить схему. (Ученики работают за отдельным столом).

5.   Поисковая работа.

Остальные ученики по материалу учебника выписывают названия и даты выхода поэтических сборников И. Франко:

1)  «Баллады и рассказы» (1876);

2)  «С вершин и низин» (1887, 1893);

3)  «Завядшая листва» (1896);

4)  «Мой Измарагд» (1897);

5)  «Из дней кручины» (1900);

6)  «Semper tiro» (1906);

7)  «Давнее и новое» (1913);

8)  «Из лет моей молодости» (1914).

 

    III.   Объявление темы, цели урока. 

IV. Изучение нового материала. 

1. Слово учителя.

Свои художественные произведения Франко писал легко, используя каждую свободную минуту. Семен Витик, знакомый Франко, оставил воспоминания о том, как работал писатель:

«...В своей работе мог перескакивать с предмета на предмет без усталости и без отдыха. В один и тот же день он писал стихи и повести, переводил, писал политические статьи, правил корректуру и работал над экономикой, историей или фольклором... Свойственно тягчайшая творческая работа начиналась у него каждый день с восьми вечера и продолжалась до первого часа ночи, а не раз и дольше. Это время назначил он на поэзии, оригинальные рассказы, научные работы».

Другой современник Франко Антон Дольницкий отмечал:

 

 «Вообще характерной чертой его поведения была скорость. Быстро читал, быстро писал, быстро ориентировался и решал. А читал все, что попало... на протяжении года перечитал всю библиотеку (несколько тысяч томов). Без книги под подмышкой редко когда можно было его встретить на улице. А что прочитал, то и запомнил на целую жизнь...».

Удивительная трудоспособность помогала Франко реализовывать творческие планы, хотя, наверное, его жажда творчества не имела границ.

Михаилу Грушевскому, который трудился рядом с Франко на одном духовном поле, поэзия Франко «звучала, как производный марш, как военный клич», а целое творчество Франко было «национальным подвигом».

Много поэтических произведений Франко еще не изданы и не найдены. Только недавно были выявлены несколько журнальных изданий, на полях которых рукой Франко записано больше пятисот стихов.

Я буду говорить о поэзии Франко с позиций не учителя, а читателя. В который раз перелистываю страницу за страницей и душу пронимает ощущение его живого присутствия. Каждая строка говорит искренними человеческими болями и страстями, каждое слово страстно, образное и чудесно точное. В самом деле, как говорил Коцюбинский, читая стихи Франко, «не знаешь, кому отдать преимущество: или поэту борьбы, или поэту-лирику, певцу любви и настроения».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Лирика сборника Ивана Франко «С вершин и низин»