Литература пор возрождения Общие сведения о возрождении как эпохе европейской культуры - сочинение

Цель:  раскрыть особенности эпохи Возрождения и ее значение для европейской и мировой литературы; подготовить учеников к восприятию произведений представителей этой эпохи; развивать навыки исследовательской деятельности, умение готовить сообщение, делать искусствоведческий и литературоведческий комментарий; воспитывать интерес к культуре эпохи Ренессанса.

Оборудование: репродукции произведений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Дюрера, Веронезе; произведения Ф. Петрарки, В. Шекспира, Дж. Боккаччо, Сервантеса; словарь литературоведческих терминов.

Тип урока:     усвоение новых знаний. Форма проведения: урок — презентация эпохи.

    Это был наибольший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которой нужны были титаны и которая родила титанов силы мысли, страсти и характера.
    Ф. Энгельс.

Ход урока.

І. Подготовка к восприятию темы.

Вступительное слово учителя. В истории человеческой цивилизации есть эпохи, которые вспыхивают, как звезды, и уже никогда не угасают, посылая потомкам далекий, но яркий и прекрасный свет. Такой яркой звездой в истории мировой культуры стала эпоха Возрождения. Это была эпоха смелых мореплавателей и искателей приключений, которые открывали неизвестные земли, эпоха религиозных войн, которые потрясали почти все государства Европы, эпоха нового поколения ученых, которые, возражая догматы богословия и схоластики, стали создавать новые науки, основанные, с одной стороны, на познании окружающего мира, а с другой - на изучении творчества писателей и философов античной Греции и Давнего Рима.

Возрождение поражает неудержимым взлетом фантазии, величественным подъемом духа, верой в творческие возможности человека.

ІІ. Объявление темы, эпиграфа урока.

ІІІ. Формирование новых знаний, умений, навыков.

1.         План презентации эпохи Возрождения.

1.         Эпоха Возрождения, ее этапы.

2.         Главные факторы, которые вызвали к жизни социальные, экономические, идеологические сдвиги.

3.         Гуманистический характер культуры Возрождения.

4.         Деятели эпохи: мореплаватели, ученые, писатели, художники, универсальные творцы.

5.         Знакомство с произведениями художников эпохи.

Класс разделен на группы: «историки», «научные работники», «литературоведы», «искусствоведы». Задачи даются каждой группе.

2.         Словарная работа.

Выяснить значение слов Возрождение, титан, гуманизм по литературоведческому словарю. Возрождение или Ренессанс (от фр. — расцвет) — могущественное идеологическое и культурное движение, обусловленное переходом общества Западной и Центральной Европы к новой социально-экономической формации. Хронологические границы периода: вторая пол. ХІІІ ст. в Италии, XIV-ХV ст. в других странах - последняя четверть XVI - первая пол. ХVІІ ст.

Термин «Ренессанс» впервые употребил в 1550 году выдающийся итальянский художник и историк живописи Джорджио Вазари в биографиях художников Италии «Жизнеописания».

3.         Сообщение 1-й группы «историков».

С конца ХІ ст. началась новая эпоха в развитии человечества - эпоха становления единой мировой цивилизации. В это время в недрах феодализма зарождаются капиталистические отношения, возрастает мощь европейских городов, где благодаря переходу от ремесла до мануфактуры формируется новый класс буржуазии. Крестьяне приобретают волю, натуральный налог сменяется денежной рентой. Крепнут экономические отношения в Европе, создаются сильные централизованные государства, в которых постепенно формируются буржуазные слои.

Титаны были не только в науке, философии, мореходстве, литературе, а и в живописи, архитектуре, скульптуре того времени. Живописцы эпохи Возрождения владели всеми средствами изображения. На их картинах все движется - даже воздух, тень, свет. Образцом для них было античное искусство. Наилучшие традиции этого искусства они возродили и развили.

Известнейшие произведения Джорджоне «Юдиф», Рафаэля «Сикстинская мадонна», Боттичелли «Рождение Венеры», Тициана «Венера», да Винчи «Джоконда» непревзойденные и сегодня. Они поражают нас своим совершенством и величием.

Беседа с учениками на восприятие произведений искусства.

• Какие принципы гуманистического мировоззрения отображены в живописи? (В центре изображения — человек, который имеет реальные черты, индивидуальный характер; приподнятая одухотворенность и высокая красота изображаемого, картины природы).

1.         Универсальные фигуры эпохи.

Характерной особенностью художников эпохи Ренессанса была многогранность таланта, стремление к творческому познанию мира во всех его проявлениях.

Микеланджело - скульптор, художник, поэт, инженер;

Альбрехт Дюрер - живописец, гравер, скульптор, архитектор;

Ф. Рабле - писатель, врач, юрист, педагог, архитектор, философ.

11.       Компьютерная презентация ученического проекта «Леонардо да Винчи - титан эпохи Возрождения».

12.       Творческая задача.

По точному выражению английского философа Френсиса Бекона «вид и состояние целого мира» изменили три великих изобретения: компас, порох и книгопечатание. Опираясь на знания из общей истории, обоснуйте этот тезис выдающегося английского философа.

IV. Применение знаний, умений и навыков. Тестирование учеников.

1.         Эпоха Возрождения началась:

    А. В Германии.
    Б.  В Италии.
    В.   Во Франции.
    В основе творчества Возрождения лежала идея восхваления:
    А. Бога.
    Б.   Человека.
    В.   Императора.
    Идеалом эпохи Возрождения стал человек:
    А. Свободный, гармонично и физически развитый.
    Б.   Который повиновался власти церкви и идеям Бога.
    «Гуманный» означает:
    А Человеческий, человечный.
    Б.   Гармоничный..
    Центрами итальянского Возрождения были:
    А. Флоренция, Генуя, Криси, Рим.
    Б.   Флоренция, Рим, Милан, Венеция.
    В.   Генуя, Неаполь, Марсель, Рим.
    Какие научные открытия сделал Н. Коперник?
    А. Построил телескоп.
    Б.   Доказал, что земля вращается вокруг Солнца.
    В.   Разработал учение о Вселенной.
    Все работы какого ученого и он сам были сожжены на костре инквизиции?
    А. Н. Коперник.
    Б.   Дж. Бруно.
    В.   Г. Галилей.
    Морской путь в настоящую Индию открыл:
    А. Х. Колумб.
    Б. Васко да Гама.
    В.   Ф. Магеллан.
    Мореплаватель, который умер, так и не узнав, что открыл новую часть света — Америку:
    А. Х. Колумб.
    Б. Васко да Гама.
    В.   Ф. Магеллан.
    Автор сборника «Книга песен»:
    А. Боккаччо.
    Б.   Петрарка.
    В.   Данте.
    «Сикстинская мадонна» написана:
    А. Микеланджело.
    Б. Рафаэлем.
    В.   Джорджоне.
    Кто из титанов эпохи Возрождения был еще и баснописцем?
    А. Микеланджело.
    Б.   Рабле.
    В.   Да Винчи.

Ответ: 1-Б; 2-Б; 3-А; 4-А; 5-Б; 6-Б; 7-Б; 8-Б; 9-А; 10-Б; 11-Б; 12-В.

V.        Оценивание.

VI.       Домашняя задача.

1.         Обработать материалы (конспект) урока.

2.         Индивидуальная задача: подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф. Петрарки.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Литература пор возрождения Общие сведения о возрождении как эпохе европейской культуры