Литературная баллада Франсуа Вийон «Баллада примет» - сочинение

Цель:  раскрыть особенности литературной баллады; ознакомить с жизнью и творчеством Франсуа Вийона; учить выразительно читать философскую литературную балладу, объяснять идейную нагрузку художественных средств выразительности.

Словарная работа: антитеза, анафора, эпифора, лирический герой.

Моральная проблема: что является истинным в жизни, знаниях, существовании человека?

Музыка:          песня «Гаудеамус».

Живопись:       Берн Джонс «Колесо Фортуны».

    Моей судьбы прихоти злости,
    Списать все не стало бы слов,
    Свой век я провел в затруднении,
    Без сочувствия я слезы лил.
    В страдании ум мой окреп,
    Когда в топи я бровей по пояс,-
    Я так жизнь объяснил...
    Франсуа Вийон.

Ход урока.

I.          Актуализация опорных знаний.

Назовите особенности фольклорной баллады? Кто является героем этих баллад?

II.        Изучение нового материала.

    Слово учителя. Объявление темы, цели, эпиграфа урока.

Популярность фольклорных баллад со временем обусловила бушующее развитие литературной, или авторской баллады. Этим произведениям, как и народным балладам, присуще неожиданное объединение реального ( исторического ли) и фантастического планов. Однако существуют и существенные отличия. Литературную балладу отличает:

•          наличие автора;

•          индивидуальный стиль;

•          индивидуальный язык, средства художественной выразительности;

•          четкое построение, поскольку нет лишней детализации и повторений;

•          углубление во внутренний мир человека;

•          нарушение серьезных моральных, философских или психологических вопросов;

•          новые темы и новые принципы их изображения.

Итак, индивидуальность, неповторимость автора - важное условие литературной баллады. А что вы можете сказать о лирическом герое этой поэзии:

Я - Франсуа. Идет смерть из-за решетки На меня, лиходея, и что мой весит зад, познает завтра шея!

Автор этих слов знаменитый поэт ХV ст. Франсуа Вийон, который своей мудростью, мировоззрением значительно выходит за пределы средневековья.

(Рассказ подготовленных учеников о жизни и творчестве Вийона, запись в тетради основных дат и фактов биографии поэта).

1-й ученик. Достоверных фактов из жизни Вийона (настоящее имя Франсуа де Монкорбье) известно мало. Дата рождения восстанавливается лишь авторским вспоминанием в стихах, а вместо года смерти много кто из исследователей по обыкновению ставит черту. Сын бедной вдовы, Вийон воспитывался в доме дяди-священника Гийома где Вийона. Он и дал Франсуа свою фамилию.

2-й ученик. В 12 лет Вийон был уже студентом подготовительного факультета Парижского университета. А в 1452 г. он получил степень магистра свободных искусств. Хотя слава о нем, о его грехах и тяге к глупым компаниям преследовала его давно, первое его столкновенье с законом состоялось только в 1455 г., когда он в поножовщине, которая возникла из-за женщины, ранил священника. До этого времени он уже прославился своими стихами. Вся дальнейшая биография Вийона прослеживается прежде всего по судебным хроникам.

3-й ученик. Да, он обвиняется как соучастник ограбления Наварского колледжа в 1456г., после чего он исчезает из Парижа в 1461 г. В ночь грабежа он написал свое первое знаменитое произведение «Ле», известное как малое завещание. В 1457 году он появляется при дворе Карла Орлеанского, где принял участие в поэтическом соревновании. Пишет набор баллад, целый ряд которых, написан тогдашним жаргоном подзаборников и воров, так и не расшифрованный.

1-й ученик. Основной темой этих произведений являются философские раздумья поэта о фатуме зависимости воли одинокого человека от обстоятельств, которые оказываются сильнее него («Баллада судьбы»). Зависим человек и от собственного тела, которое весьма часто побеждает в споре с душой и умом («Жалобы Ольмьер» или «Жалобы Красивой Оружейницы»).

2-й ученик. В 1460 г. Вийона приговорили в Орлеане к смерти. Спасла поэта амнистия, объявленная в честь приезда в город трехлетней дочери герцога Орлеанского. Из наиболее низких падений, злоключений, унижений, компании убийц и подзаборников судьба поднимает Вийона до придворного поэта. Но длится это недолго, и поэт снова оказывается на улице. Вийон то ожидает суда, то находится в тюрьмах. Во время пребывания в тюрьмах особенно строгого режима он создал свое виднейшее произведение - «Большое завещание» - итог тридцатилетней жизни.

3-й ученик. Последняя судебная запись обозначена 5 января 1463 г. Потом следы его потерялись окончательно. Достоверно лишь известно, что когда в 1489 г. выходит в мир первое издание его стихов, то автора уже не было в живых.

В чем же причина такой фатальной и тяжелой судьбы поэта? К беде поэта приводит его характер, зажигательный, неустойчивый, впечатлительный (он открывает ряд так называемых «проклятых поэтов»), так и власть обстоятельств: голод, бездомность, окружение подзаборников, воров.

1-й ученик. Но тягостями, падениями и поражениями собственной жизни Франсуа Вийон писал большую поэзию, которая является настоящей казной для мировой литературы. Популярность и слава поэта невероятно возрастала, начиная с XVI ст., когда его сборник переиздается 32 раза. С похвалой о нем откликаются поэты Просвещения: Лафонтен, Буало, Мольер, Бомарше.

Учитель. Наибольшей славы и популярности поэзия Франсуа Вийон приобретает в ХХ ст., с открытием литературой физиологической психологии. И это лишь одна, причем отнюдь не главнейшая причина, из-за которой поэзия Вийона естественно входит в контекст современности. Образ лирического героя с его чувствительностью к внешним обстоятельствам, подвижностью, неподдельной искренностью оказался созвучным и нашей эпохе.

2. Закрепление изученного.

•          Где и в какой семье родился Франсуа Вийон?

•          Какое образование получил поэт?

•          Что кардинально изменила жизнь поэта?

•          Какие факты биографии Вийона вас больше всего поразили и почему?

3.         Чтение и анализ «Баллады примет» Ф. Вийона.

Слово учителя.

«Баллада примет» была написана Вийоном в молодые годы. В ней своеобразно высмеяны ученый педантизм и всезнайство. Баллада написана в форме пародии на средневековый литературный жанр, в котором автор по обыкновению пересчитывал признаки (приметы) своей учености. Франсуа Вийон превращает свое произведение на перечень «примет» невежества, насмехаясь над своими коллегами по перу, но порой прибегая к самоиронии и поднимаясь до уровня философских выводов. Поэт подчеркивает, что он человек обычный, и исповедь его повседневная, и грехи целиком обычные, и страдания его - это страдания тысяч людей.

Эвристическая словарная работа.

Работа с учебником. Выяснение литературоведческих понятий: анафора, эпифора.

Анализ баллады.

•          Что означает название произведения «Баллада примет»?

•          К каким раздумьям побуждает стих? Какие наблюдения и размышления лирического героя вас заинтересовали? Почему?

•          Каким возникает в произведении внутренний мир лирического героя? Что можно сказать о его характере? Есть ли у него автобиографические черты? Назовите их.

•          В какой момент рассказ приобретает высочайшее эмоциональное напряжение? Найдите строки, где это напряжение достигает кульминации.

•          Что по опыту героя является банальным и общеизвестным? Помог ли опыт понять себя? Почему?

•          В чем поэт усматривает противоречивость внутреннего мира человека?

•          Какая главная мысль баллады?

4.         Исследование художественных особенностей баллады. Работа в группах.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Литературная баллада Франсуа Вийон «Баллада примет»