Марко Вовчко «Максим Гримач» Чувство ответственности и вины как всечеловеческое чувство - сочинение

Цель:    продолжить обработка идейно-художественного содержания рассказ, исследуя причину запрета М. Гримича на бракосочетание Екатерины с Семеном, акцентируя внимание на чувство ответственности и вины как всечеловеческое чувство; развивать внимание, наблюдательность, умение грамотно высказывать собственные суждения об особенностях рассказа, его направленность; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать почтительное отношение к человеку, ее прав; пренебрежительное отношение к любому порабощению личности, унижение ее достоинства.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: портрет Марка Вовчко, выставка книжек писательницы «Народные рассказы», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

 Организационный момент

 Актуализация опорных знаний

1. Литературная викторина «Страницами

рассказ Марка Вовчко «Максим Гримач»

Класс делится на две команды, по три представителя из каждой возле доски разгадывают кроссворд вдоль 6 мин. Выиграет та команда, которая в определенное время управится с предложенной задачей.

Ход соревнований контролируется членами жюри и учителем-предметником.

 

Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

IV. Основное содержание урока

Живи мысленным взором  о том светлом времени, когда человек станет властителем своей судьбы, своего счастья.

Марко Вовчко

Ее произведения отмечаются реалистической правдой,

глубоко захватывающим способом изображения,

силой чувства и художественной красотой форм и языка.

О. Кобылянская

1. Характеристика героев произведения 1.1. Максим Гримач.

1.1.1.  Ассоциативный рисунок.

Словесно воссоздать портрет героя, его внешность, манеру поведения и сравнить, как он изображен в произведении.

1.1.2.  Составить информационное ґроно относительно характеристики Максима.

1.1.3.  Цитатная характеристика.

    «Какой-то богатырь! Ходил в жупанах, и в сапянцах, и в атласах. И хороший был: круглолицый, чернобровый, чорноухий; а веселый, а шутливый! Было, как выйдет в воскресенье между люди, то так его и обступят. Очень его любили». 
    «...пусть только произойдет ему из нашего села приключение - главой ляжет, а спасет; пусть зацепит кто сильный, то и не сбудется бедствия: налетит, как тот вихор спешный, совсем выкорчует». 
    «...я тебя не буду за них заставлять, да и за бурлака не отдам; пусть он, хотя и месяц с неба схватит... Слово у меня родительское, крепкое, сам знаешь». 
    «Затворился старый Гримач, аж пять лет не выходил за свои ворота. Отграничился и атамана, и добычи. Поседел, как тот голубь седой». 
    «Екатерину! Екатерину! Ребенок мой хорошая! Потерял я твой возраст молоденький!» 


1.1.4. Беседа за вопросами:

    При каких обстоятельствах вы впервые познакомились с Максимом Гримачем на страницах произведения? 
    О чем свидетельствует его портрет, внешность? 
    Какой авторитет имел герой среди хуторян? 
    Как Максим относился к делу воспитания своих дочерей?
        Чему отец всячески препятствовал бракосочетанию Екатерины? Обнаруживал ли он при этом жестокость, пренебрежительное отношение к дочери?
        Кого пренебрегал Максим? Как это характеризует героя?
            Как герой относился к казакам? Чему он с радостью их встречал в своем жилье, когда те плыли лодками Днепром?
            Выскажите собственные соображения относительно того, обнаруживал ли сочувствие отец Екатерины, когда и грустила за любимым?
            Как среагировал старый на самоубийство старшей дочери? Ощущал ли он себя виновным в ее смерти?
            Выскажите свое отношение к героям. Как можно оправдать его жестокость и требовательность?

1.2. Екатерина Гримач.

1.2.1.    Ассоциативный портрет героини.

1.2.2.    Работа в малых группах. Составить информационное ґроно относительно характеристики Екатерины.

«Хорошая и пышная, как королевна»;
 

Жила у отца в роскошах;

Гордая («Мне безразлично, что они парни)

молодежи и хорошие, когда мое сердце не к ним льнет»);
Екатерина

Мастерица вышивать;

Настойчивость, целеустремленность, принципиальность;

«Белые руки»;

«Хорошая и грустная»;

«Бросилась на самую глубь».

1.2.3.  Цитатная характеристика героини.

    «...взрослая, а хорошая и пышная, как королевна».
    «Между теми цветами сама, как наилучшие цветы, похаживает».
        «Так-то хорошо оделась! Рубашка тоненькая и плахта шелковая, пояс серебром цвет кован, черевички высокие; мелко, мелко русую косу заплела, и золотой перстень блестит на правой руке».
        «Она и села круг вербового корня дуплистого, склонила головку на белую ручку; взяла ее мысли и предположения. Там, под кудрявой вербой, и просветил ее месяц, хорошую и грустную, в маковом венке».


•  «Сошла, как на хрупкую кладку, взглянула на все стороны да
 и бросилась на самую глубь».

1.2.4. Обработка образа. Фронтальное опрашивание:

    Кто такая Екатерина? Как отнесся автор к своей героине, описывая ее волшебную красу?
    В каких условиях воспитывалась старшая дочь Максима?
    Чему Екатерина полюбила простого молодого казака Семена?
        Из-за чего отец не давал согласия на бракосочетание Екатерины с Семеном?
        Что свидетельствует о высокомерии старшей дочери?
        Как Екатерина восприняла весть о смерти возлюбленного?
            Упрекала ли дочь отцу за то, что через него она потеряла счастья? Ответ обоснуйте.
            При каких обстоятельствах героиня лишила себя жизни? Микрофон: «Кто виновный в смерти Екатерины?»

1.3. Семен.

1.3.1.    Ассоциативный план характеристики героя.

1.3.2.    Составление информационного ґрона относительно характеристики казака-наемника Семена.

— Молодой казак;

 

 

Смерть героя.

1.3.3.  Цитатная характеристика.

    «...молодой казак Семен, красивый парень, неустойчивый, как камыш, смелый, как сокол»
    «...надо ждать! Я у своего господина уже третий год добываю, последний. Как послужит судьба, то сего года будет большая добыча. Атаман меня не обидит: мужчина он уважаем... Поблагодарю ему за хлеб, за соль, увижу, где хутор красивый, да и поклонюсь тогда твоему отцу... Только люби меня, верно, моя девушка!»
    «Не плавает - летает Семен Днепром, только лодка синюю волну разбивает».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Марко Вовчко «Максим Гримач» Чувство ответственности и вины как всечеловеческое чувство