Марко Вовчок Жизнь и творчество «Максим Гримач» Романтичность произведения особенности его сюжета - сочинение

Цель:               ознакомить школьников с жизненным и творческим путем

Марка Вовчко, обработать идейное содержание «Максим Гримач», определяя жанр произведения, признака романтизма в нем, особенности его сюжета; характеросложение; развивать умение комментировать содержание произведения, распознавать характер романтического типа; высказывать собственные суждения об идейно-художественных особенностях рассказа; формировать кругозор, мировоззрение учеников; воспитывать уважение к творческой личности писательницы, пренебрежительное отношение к насилию над человеком; прививать черты доброты, чуткости, порядочности.

Тип урока:     усвоение новых знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Марка Вовчко, выставка книжек писательницы, дидактический материал (тестовые задачи, карточки), фотоиллюстрации к жизни и творчеству писательницы.

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами:

• Что характерно для романтизма как литературного направления? Каких писателей-романтиков вы помните? Чем поражают читателя произведения этих художников?

 

    Под влиянием, каких факторов формируется характер человека, литературного героя того или другого произведения? Приведите пример. 
    Как описание природы влияет на понимание идейного содержания произведения? 
        Каким образом крепостничество лишало простой люд их права на личное счастье? 
        Мотивируйте, можно ли определить отношение автора к герою своего произведения? Свои соображения обоснуйте. 

 Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

 Основное содержание урока

Я прожила всю свою жизнь, идя одной дорогой

и не сворачивая в сторону. У меня могли быть ошибки,

слабости... но главное я никогда

не осквернила себя отступничеством.

Из письма Марка Вовчко к сыну.

Господь послал Тебя нам, кроткого пророка И обличителя жестоких Людей несытых. Т. Шевченко о Марке Вовчко.

1.  Вступительное слово учителя

Глубокой обворожительности, не подвластной времени красоты и силы преисполненное творчество Марка Вовчко, в частности ее одиннадцать рассказов под названием «Народные рассказы». Волнительные, правдивые истории из народной жизни просто и задушевно рассказывают сами их участники или свидетели событий. И это не беспристрастные наблюдатели тех жизненных картин. Они дают народную оценку всем событиям и поступкам героев, разделяют простодушные верования и заботы народа, сочувствуют его горю и радости. Эти произведения романтически окрашенные, в них звучат мотивы народных песен, далекие голоса старинных пересказов, легенд.

Литературное путешествие «Путями Марка Вовчко».

2.  Марко Вовчко — Мария Александровна Виленская
 (22.12.1833–28.07.1907). Жизнь и творчество писательницы

Экскурсовод М 1. Детство. Года обучения

22 декабря 1833 года родилась Мария Виленская, которая вошла в литературу под псевдонимом Марко Вовчко.

Первые года детства Мария провела в условиях помещичьего имения. Ее отец, капитан в отставке Виленський, был, как и иметь, всегда кротким, радушным, веселым.

Раннее детство будущей писательницы проходило в селе Екатерининское на Орловщине. Когда Марии миновал всего седьмой годов

 

, а двое меньших братцев были еще совсем маленькие - умер отец. Мать вступила в брак с помещиком-гультяем, который, играя у карты, промотал имение, грубо относился к крепостных, за что те хотели его убить. Отсюда идут первые зародыши критического отношения будущей писательницы к произволу помещиков.

Чтобы уберечь дочь от тяжелых впечатлений, иметь часто отвозила ее к своей двоюродной сестре Писаревой, где Маша подружилась с младшим за нее, но умным и не по годам развитым Митею. Два года девушка жила и учила в частном пансионе в городе Ельце, а потом ее отдалили во второй класс одного из пансионов в Харькове, где срок обучения длился четыре года.

В харьковском пансионе излагались разные науки, но более всего внимания отводилось французскому языку, музыканту, танцам, воспитанию светских манер и умению вести себя в благородном обществе.

Виленская относилась к науке серьезно, учила старательно, много читала. Закончила она пансион 1848 года, после чего поселилась в Орлы у тетки Мордовиной.

Экскурсовод № 2. Марко Вовчко на Украине

Тетка взяла Марию к себе как воспитательницу своих детей - мальчика шести и девочки пяти лет. Все свободное время, будущая писательница проводила в библиотеке Мордовиных за чтением произведений Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, зарубежных писателей. В журналах нередко случались статьи прогрессивного направления, которые особенно интересовали ее. Юная читательница раздумывала и над разными научными разведками.

В доме Мордовиной проводились литературные вечера, где были представители прогрессивной интеллигенции. Среди участников этого кружка был и сосланный в Орел за деятельность в Кирилло-Ме-фодиивском обществе студент Киевского университета Афанасий Маркович. Поженившись с ним 1851 года, Мария Александровна выехала на Украину.

Сначала супружества поселилось в Чернигове, где Афанасий Призраковкович сотрудничал в редакции местной газеты и собирал разные материалы из народной жизни. Мария Александровна помогала своему мужчине. Она записывала и изучала украинские народные песни, сказки, легенды. В сборнике «Народные южнорусские песни», выданной А. Метлицким в 1854 году, помещенные некоторые песни, записанные Марком Вовчко.

Года пребывания на Черниговине имели большое значение в творческой жизни писательницы. Здесь она имела возможность ближе ознакомиться с украинской литературой, жизням народа.

 

Экскурсовод № 3. Марко Вовчко - писательница

Молодая, впечатлительная, чуткая женщина прислушалась к голосу народа. Судьба народа, трагедия женщины-крепостницы будили творческую мысль. Все это влияло на формирование демократического мировоззрения писательницы.

Изучать жизнь трудового народа, собирать его устные произведения продолжала Марко Вовчко и позднее, переехав с мужчиной к Киеву, а потом к Немирову. В повседневных разговорах с народом, в его песнях и сказках она нашла богатейший материал для своего литературного творчества, вследствие чего в 1857 году вышел сборник ее произведений «Народные рассказы» под псевдонимом Марко Вовчко.

Экскурсовод № 4. Марко Вовчко и Т. Шевченко

Говоря о знакомстве и дружбу Марка Вовчко с великим Кобзарем, приводим конкретные факты, которые удостоверяют приятельские отношения между ними.

И. Тургенев: «...он (Шевченко) уже встречался с ней (Вовчко), был искренне ей отданный и высоко ценил ее талант».

На воспоминание об этой трогательной встрече Т. Шевченко посвятил молодой писательнице стих «Марку Вовчко», в котором назвал ее «обличителем жестоких людей несытых» (господ), высказал пусть нежные, самые светлые чувства к ней. («Свет мой! Моя ты зорька святая! Моя ты сила молодая!»)

Еще раньше, 13 июля 1858 года, к личному знакомству, Т. Шевченко пишет стих «Сон» («На барщине пшеницу жала»), который посвящает тоже Марку Вовчко.

Зная, что Маркович собираются ехать за границу, Т. Шевченко, хотя был этим и недовольный, не отвечал отказом их от этого, 3 апреля 1858 г. дарит Марку Вовчко свой портрет (надпись: «Марии Александровне») и поэму «Неофиты» с теплой надписью: «Дорогой моей дочке Марии Маркович на память 3 апреля 1859. Т. Шевченко»).

Когда писательница была уже за границей, вышел из печати «Кобзарь» (1860); Т.Шевченко прислал экземпляр его Марку Вовчко с дарственной надписью: «Моей единой дочурке Маруси Марковичевий - и родной, и крестный отец Т. Шевченко».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Марко Вовчок Жизнь и творчество «Максим Гримач» Романтичность произведения особенности его сюжета