Михаил Семенко – поэт футурист Урбанистические мотивы лирики («Желание» «Город» «Приглашение») - сочинение

Цель:   ознакомить одиннадцатиклассников с авангардными тенденциями в украинской поэзии 20-х лет ХХ ст., дать понятия «футуризм», охарактеризовать фигуру М. Семенко в украинской литературе, обосновать его значение для развития украинской поэзии, шлифовать умение школьников выразительно и осознанно читать стихи, выделять основные мотивы, главную мысль, характеризовать настроение, ритм, развивать экспериментаторские, поисковые способности учеников, воспитывать высокие морально-этические черты простого человека.

Тип урока:     изучение нового материала.

Оборудование: портрет Михаила Семенко, раздаточный материал «Литература в таблицах и схемах», поэзии поэта.

Ход Урока.

I. Организационный момент. мотивация учебной деятельности учеников.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Восприятие и усвоение учебного материала.

4.         Выразительное чтение стиха «Город».

5.         Беседа с учениками.

•          Опишите свои впечатления от прослушанной поэзии. (Это эксперимент со словом, звуком).

•          В поэзии определите, какие образы (зрительные или слуховые) преобладают? Прокомментируйте свой выбор. (Звуки в самом деле отображают поспешность, шум, гам, суету большого. Тарахтит транспорт, шумят заводы, идут дымы, а люди живут своей жизнью - любят, болеют, радуются).

6.         Чтение стихов «Желание», «Приглашение».

7.         Анализ произведений.

Комментарий к изучаемым поэзиям.

Ведущим поэтическим образом в поэзии М. Семенко является город. Его он воспевал в нескольких поэзиях с одноименным названием. Эти произведения имеют другое название по первой строке: «Вдыхаю я тонкий яд...», «Солнце освещало...», «Вечер по дождевой...», «Город мокрый», «Вот то степь...» и др. А также в стихах с чрезвычайно выразительными названиями, которые отображают городскую атрибутику: «Дома», «Тротуар», «Улицы», «Асфальт», «В кафе». Михаил Семенко захватывается городскими пейзажами, с удовлетворением вдыхает запах бензина, обожествляет быстрое движение, которое он называйте «жизнедвижением», любит посидеть с друзьями в кофейне, сходить в кино, которое входило тогда в моду. В поэзии он главным критерием ценности считает оригинальность мысли и словесную игру. Даже из названий произведений Михаила Семенко можно понять, что он является приверженцем неологизмов. О значении многих таких слов читатель легко догадывается, а над некоторыми приходится задуматься. Произведения М. Семенко держат читательскую мысль в постоянном напряжении, поэтому их интересно читать и анализировать.

Возьмем, например, стих «Желание». Только такой оригинальный художник, как Михаил Семенко, мог поставить такой бессмысленный, на первый взгляд, вопрос:

•          Почему нельзя перевернуть мир?

•          Чтобы поставить все вверху ногами?

Оказывается, что подобное «желание» М. Семенко может осуществить сам, и не обнаружится смельчака, кто посмел бы ему возразить. Переворачивание мира, осуществленное лирическим героем поэзии М. Семенко, выглядит кое-что странным. Он снимает луну и дает ей «березовую кашу», раздает детям звезды вместо игрушек, а служанке Маше дарит весенние березы, чтобы ее полюбил Петька. Михаил Семенко любит постоянные изменения, постоянную динамику, Его не устраивает даже сама природа, он называет ее «балаганом» и стремится, чтобы ее «черти ухватили», ведь его «желание» невозможно выполнить. Стих «Приглашение» - это обращение к грядущим поколениям. Поэт всем тем, кто хочет его «дух вызвать» обещает показать множество миров «оригинальных и капризных», множество путей, а также отворить замкнутые двери. Михаилу Семенко удалось победить «все стихии и дожди», поэтому, конечно, прогуляться с ним ночью было бы интересно.

Такую же интересную прогулку обещает поэт и во втором стихе с аналогичным названием «Приглашение». на этот раз он предлагает подняться на Батиеву гору, так как там «хорошо», «симпатично и разноцветно». Поэт знает, что кое-кто смотрит на футуристов «как на зверей», тем не менее, он хочет преодолеть такое несправедливое отношение со стороны общества к нему и его друзьям, стремится доверия и доброжелательности со стороны читателей, он пишет:

Люди мы сильные, молодые, смелые — Не боимся никого и желаем всем добра.

• Определите образ лирического героя стиха «Желание». (Лирический герой горит желанием превратить мир, он представляет себе, что все будет рационально, с пользой: звезды - детям, краски - красивой девушке, чтобы ее полюбил мальчик. Герой преисполнен радости жизни, которую дает природа).

8. «Открытый микрофон». (Побуждение к высказыванию собственной мысли).

Прослушав поэзию «Приглашение», видим, что лирический герой представляет себя духом из того мира. Он говорит о том, насколько жизнь таинственная и загадочная, сколько в ней дорог, которые надо преодолеть, какой разнообразный у человека выбор. Познать то бытие и небытие - это дойти «до последнего пункта», отворить «двери замкнутые». Не каждый на это решится, ведь ждут путешественника «все стихии и дожди». Прогуляться во тьму, попробовать постигнуть тайны жизни и приглашает читателей поэт вместе со своим лирическим героем.

•          Представьте, какими репликами могли бы вы обменяться с лирическим героем поэзии во время «путешествия во тьму»?

•          Выскажите свои взгляды на жизнь и ее выбор.

IV.       Закрепление изученного материала.

1.         Ролевая игра.

От лица писателя рассказать о таких этапах его жизни:

•          получение начального образования;

•          первый поэтический дебют;

•          второй период творчества;

•          активное участие в общественной жизни литературной Украины.

2.         Выступление ученика-«исследователя» («В мире интересного» - см. дополнение).

3.         Работа с терминами.

Для характеристики авангарда в украинской поэзии 1920-х годов выберите соответствующие термины и объясните их значение:

•          футуристические группировки;

•          барокко;

•          урбанистические мотивы лирики;

•          литературные организации;

•          авангардные тенденции;

•          импрессионизм.

V.        Домашняя задача.

1.         Выучить биографию М. Семенко.

2.         Уметь анализировать произведения писателя.

3.         Подготовить сообщение о неоклассиках.

Дополнение к уроку.

В мире интересного (выступление ученика-«исследователя»).

Азиатское происхождение Михаила Семенко - факт общеизвестный. Анатоль Петрицкий оставил нам словесный и акварельный портреты лидера украинского футуризма: «И вот Семенко. Это человек маленького роста, и во время встречи с ним первое, что бросается в глаза, это огромная шевелюра волос, искореженная, как у негра. Когда вы долго присматриваетесь к нему, замечаете пару косых глаз китайца, - я думаю, что объясняется это тем, что его мать длительное время жила как не в Японии, так во Владивостоке. Одевался Семенко всегда со вкусом, костюм, что он больше всего уважал, был светло-серый и имел на себе пятна, - такой, который часто носят бывшие греки и турки в экзотических кафе Одессы. Я и сейчас представляю, как живого, Семенко в многолюдном кафе, в сером костюме, без воротничка, который ест рахат-лукум и пьет кофе по-турецки.

На стенке напротив меня висит портрет любимого моего поэта Пушкина, работы художника Кипренского... Я бросил взглядом и заметил - так, он мне напоминает Пушкина, - такой, рост, нос, чуб - только у Пушкина глаза круглые, а у Семенко косые-прекосые...».

А вот и автопортрет М. Семенко: «...лицо его вмещало в себе черты всех наций и рас, его волосы был черные, как уголь шахт, а глаза блестели огнем татарских ватр, скитских костров и юпитерами европейских ателье...».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Михаил Семенко – поэт футурист Урбанистические мотивы лирики («Желание» «Город» «Приглашение»)