Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > М Стельмах «Гуси – лебеди летят» Обычаи традиции украинцев в произведении
М Стельмах «Гуси – лебеди летят» Обычаи традиции украинцев в произведении - сочинение


М. Стельмах «Гуси – лебеди летят». Образ чувствительного к красоте мальчика Михаила
«Гуси-Лебеди летят». Символ образа гусей-лебедей. Другие образы произведения (дед, родители, подружка Люба)
В. Симоненко – «Рыцарь на белом коне» в украинской литературе. «Лебеди материнства»



Цель: через художественное слово объяснить ученикам, как писатель старается ярко отобразить обычаи и традиции украинского народа в повести; продолжить знакомство школьников с содержанием произведения, обрабатывая его V, VI разделы; развивать словарь учеников, обогащать их языковой запас; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать почтительное отношение человека к природе, уважение к обычаям и традициям народа; прививать интерес к следствиям собственной работы. Тип урока: комбинированный. Оборудование: портрет М. Стельмаха, учебник, иллюстрации «Обычаи и обряды украинского народа», дидактический материал (тестовые задачи, карточки). Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашней задачи. Рассказ учеников об обычаях и традициях украинцев, которые упоминаются в произведении М. Стельмаха « Гуси-Лебеди летят» с применением иллюстраций. Обычаи и обряды украинского народа. III. Актуализация опорных знаний. 1. Народоведческий конкурс. 1. С каким домашним животными ходят мальчики-колядовщики на рождественские праздники? (Козой). 2. Какой цвет символизирует радость жизни и любовь? (Красный). 3. Почему дарят яйцо-писанку с треугольниками? (В знак пожелания благосостояния в доме). 4. Символом солнца является... (Звездочет или роза). 5. С введением христианства рыба символизировала... (Иисуса Христа). 6. На какой народный праздник травы и цветы набирают наибольшей силы? (Ивана Купала). 7. С какой поры года начинался год у давних славян? (Весной). 8. Для того, чтобы быстрее пришла весна, люди выпекали из теста птичек-... (Жаворонков). 9. Какой месяц богатый на свадьбу по народному календарю? (Октябрь). 10. Как в разных местностях Украины называлась веточка свяченой вербы? (Верба, лоза, шутка). 11. Растение, которое является символом отчего края, нашей родной Украины? (Калина). 12. Для чего во времена казачества перед походом каждая девушка дарила жениху вышитый платок? (Как символ верности). Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл. 2. Беседа с вопросами. • Какой календарь называется народным? В чем его назначение? • С чем было связано то, что люди старались на протяжении своей жизни придерживаться народного календаря? • Назовите народные праздники, которые вам нравятся. Почему именно они являются для вас интересными? Ответ обоснуйте. • Какие народные праздники являются популярными до сих пор? • Что осталось в народных праздниках еще из языческой веры? IV. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников. V. Основное содержание урока. Все, что родное, пусть нам будет Самое дорогое и святое, Родная вера, родной язык, Родной край наш больше всего! Ю. Шкрумеляк. Сказка вкладывает в мои уста слово, к которому прислушиваются земля и вода, птица в небе и само небо... М. Стельмах. 1. Народоведение в произведении. Убогая хата родителей Михаила, украшенная вышитыми рушниками и кистями калины, три буханки и комом соли на столе, свяченые кушанья в рисованных полумисках. Есть что-то языческое и в том, как крестьяне из книг М. Стельмаха относятся к земле, пахоте, севу, к семенам и деревьям, с которыми они разговаривают, как к живым. Писатель не минет возможности, чтобы показать, как женщины трясут коноплю, прядут, ткут, выбеливают полотна; как торжественно провожают плугарей в поле на пахоту; как мастерски делают свое дело гончар или тележник. Позабытая теперь эстетика работы крестьянина всегда воспроизводится М. Стельмахом с большой любовью и поэзией. Он - страстный защитник порядка сельской жизни, всего доброго и красивого, что воспроизведено опытом украинского крестьянина на протяжении веков. 2. Связь повести с народным. В произведении много пословиц и поговорок («Сто друзей - это мало, один враг - это много», «Над шкурой дрожать - человеком не жить», «Где не посей, то уродится», «Хорошо смеется тот, кто смеется последним», «Сверху смеется, а внутри шипит»), точных народно разговорных выражений («Птица также босая ходит и не сокрушается», «В книге взлелеянное слово должно быть настоящим праздником души и мысли», «Мужицкая музыка - цепь и коса», «Найдется ли человек, которому не надо было бы больше, чем он имеет»), фразеологизмы («Раки печь»). М. Стельмах - большой мастер художественной детали при изображении портрета, пейзажа. 3. Обработка содержания V раздела произведения. 3.1. Выразительное чтение интересных, по мнению учеников, эпизодов из раздела повести. 3.2. Тема: изображение уважения, любви, искренности Михаила к дяде Себастьяну. 3.3. Идея: прославление чуткости, доброты; вера в счастливое будущее. 3.4. Основная мысль: настойчивая работа, стремление и большое желание познать окружающий мир делают человека духовно богатым, умным, грамотным. 3.5. Композиция. Экспозиция: выпасая в лесу лошадь, Михаил насобирал много грибов. Завязка: получение Михаилом у попа другой книги - «Тарас Бульба». Кульминация: благодарность дяди Себастьяна Михаилу за грибы, его рассказ мальчику о будущей счастливой жизни. Развязка: уважение и признательность Михаила дяде Себастьяну за его сердечность и доброту к простому люду. 3.6. Сюжет. Утром дед разбудил Михаила, чтобы внук шел пасти в лес. В лесу мальчик насобирал много грибов, преимущественно подосиновиков. Юхрим Бабенко хотел у Михаила выменять грибы на «Приключения Тома Сойера», но мальчик не согласился. После обеда юный читатель идет к попу, который дал мальчику другую книгу - «Тарас Бульба». Эта книга очень поразила Михаила. Дядя Себастьян поблагодарил Михаила за грибы, подарил ему конфетку. Между ними состоялся разговор о возможной счастливой будущей жизни. Михаил, будучи уже взрослым, всегда с большой признательностью вспоминал дядю Себастьяна. 3.7. Обсуждение содержания раздела с вопросами: • Чем была богата семья Стельмахов по мнению матери Михаила? («Хотя мы и бедные, и имеем цветы в огороде, и на полотне, которое одевает нас»). • Что любил есть Михаил? («Дедушка знает, что я люблю горячий подпалок, он берет его прямо из горячей сковородки, ломит на четыре куска и одну четвертину, которая аж дымит, подает мне...»). Какого характера была лошадь Михаила? («...Когда голодная - покорная, а напасется - не подступись, тогда даже на свои бархатные губы насобирает злость. Седая, кожаные зеленоватые зубы, подходит к порогу и начинает шеей тереться об мое плечо. Я вычитываю, какая она паршивая, непослушная и коварная. А ей хоть бы что: снова задевает мое плечо и торопится туда, где запутались росы и лоскуты тумана»). Какой смешной рассказ о веприке рассказал Михаил дяде Николаю? Из-за чего Михаил не считал опята грибами? («...Это не грибы, их, когда они есть, и пятилетний малыш насобирает. Другое дело найти боровик! Он так умеет затаиться, что не каждый, даже сероглазый, увидит его»). Каким образом мальчик любил собирать грибы? («...Я не могу, как другие, сразу хватать грибы; мне надо присмотреться, присесть, поговорить с ним, а потом уже орудовать косичкой») умеете ли вы «охотиться» на грибы? В чем заключается эта особенность? О чем состоялся разговор между Михаилом и Юхримом Бабенко, когда мальчик возвращался с хорошим урожаем грибов? Почему Антона, поповского фурмана, называли Недоламаным? («От любви к езде на конях-невеждах у него были поломаны ребра, руки, ноги и нос. Не знаю, что у него осталось недоломаным...»).

Похожие сочинения


М. Стельмах «Гуси – лебеди летят». Образ чувствительного к красоте мальчика Михаила
«Гуси-Лебеди летят». Символ образа гусей-лебедей. Другие образы произведения (дед, родители, подружка Люба)
В. Симоненко – «Рыцарь на белом коне» в украинской литературе. «Лебеди материнства»

ТОП 3 популярных


  1. У войны не женское лицо сочинение
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее