Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Н Вороной «Евшан зелье»
Н Вороной «Евшан зелье» - сочинение


«Лесная панна», «Берегиня», «Дажбог», «Неопалимая купена», «Почему пес живой друг человека»
Патриотичная и гражданская лирика И. Я. Франко. Сборник «С вершин и низин» (стихи «Гимн», «Каменщики», «Гремит! Благодатная пора наступает…» и др.)
Эволюция темы Родины у А. Блока от стихотворений «Осенняя воля» и «Русь» к стихотворениям «Россия» и «Новая Америка»



Цель: сжато ознакомить учеников из жизненным путем Н. Вороного, обработать содержание произведения «Евшан-зелье», определить его главную мысль; охарактеризовать образ юноши-половца; соотнести давнопрошедшие события, описанные в поэме, с современностью; развивать культуру связной речи, логическое мышление, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; строить заключения и обобщения; умение выразительно и вдумчиво читать произведение; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству Н. Вороного, украинской классике; прививать интерес к следствиям собственной работы, уважение к родному народу, стране. Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование: портреты Н. Вороного, библиотечка произведений писателя, исторические материалы об Украине княжеских времен; дидактический материал (тестовые задачи, карточки). Ход урока. I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний. Беседа с вопросами: • Почему мы должны знать историю родного края? • Какие произведения на историческую тему вам известны с 5-го класса? • Какими историческими лицами гордится наш народ? Чем именно они заслуживают внимания и память? • Чем объяснить то, что Украина на протяжении истории боролась с захватчиками, которые старались пленить ее? • Дайте определение легенде и летописи как литературным жанрам. Как эти жанры могут быть связаны между собой? • Правильное ли утверждение, что народ - творец истории? Собственные мысли обоснуйте. III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности. IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала. Лучше в родном крае милом Полечь костями, сгинуть, Чем в земле чужой, вражеской В славе и почете прозябать! Н. Вороной. 2. Работа над идейно-художественным содержанием произведения Н. К. Вороного «Евшан-зелье». 2.1. Выразительное выборочное чтение произведения. 2.2. История написания «Евшан-зелье». Судьба Украины, проблема исторической памяти ее народа беспокоила поэта все время, в 1895 году он написал прекрасную трогательную поэму «Евшан-зелье». Это произведение - авторская интерпретация очень давней легенды, о которой Н. Вороной узнал из Ипатьевской летописи. Автор ее не просто пересказывает, а переосмысливает поэму в науку своим современникам, которые пренебрежительно относились к родному краю. Поэма переносит нас во времена существования Киевской Руси, во время княжения Владимира Мономаха. 2.3. Тема: изображение пребывания у Владимира Мономаха ханского сына, который попал на Русь вместе с ясырем; возвращение мальчика на Родину с помощью Евшан-зелья. 2.4. Идея: возвеличивание любви к родному краю, его безграничным пространствам, природе, народу; осуждение тех, кто покинул свою страну и отрекся от нее. 2.5. Основная мысль: 1) счастье можно найти только на родной земле; 2) «...кто мать забывает, того бог наказывает, того дети сторонятся, в дом не пускают». 2.6. Композиция. • Экспозиция: предсказание, суть которого будет раскрываться в произведении. Критика тех, кто край свой родной «...забросили...». • Завязка: ханский сын попал с ясырем к князю Владимиру; желание половецкого хана вернуть ребенка на Родину. • Кульминация: мальчик вспомнил родной край с помощью Евшан-зелья. • Развязка: раздумья автора над сложной судьбой украинского народа, который попал в плен к хану и не имеет уже пути возврата домой. 2.7. Краткое содержание произведения. Горе тому человеку, который отрекся от своего и, попав на чужую землю, забыл родное слово, блеск материнских глаз и мозолистые руки отца. Речь идет в поэме о взятом в плен сыне половецкого хана, которого, хотя он и был в неволе, окружили роскошью, и он стал забывать родную степь, так как уже привык к чужбине. Хан страдает от разлуки с сыном, и тогда он посылает старого вещуна, чтобы тот вернул домой юношу. Но это поручение оказалось очень сложным. Так как на юношу не подействовали ни рассказы об отцовских слезах, ни половецкие песни: «...где пустошь вместо сердца, спасения уже не будет!». Тогда посланец дал понюхать завязанное в узелке зелье, привезенное с родины. Произошло чудо: перед глазами мальчика встала родная степь - «широкая, красочная и цветистая». 2.8. Жанр: лиро-эпическое произведение, поэма. 2.9. Теория литературы. • Лиро-эпическое произведение - произведение, которое объединяет в себе признаки лирики и эпоса. Такие произведения имеют развернутый сюжет (от эпоса), написанные в форме стихов, с большим количеством выраженных чувств (от лирики): дума, поэма, басня, баллада. • Поэма (гр. - делаю, создаю) - лиро-эпическое повествовательное произведение, в котором изображается характер, выдающиеся события в жизни людей; изображение событий сопровождается авторскими лирическими отступлениями и раздумьями; большое стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. 2.10. Обсуждение содержания поэмы с вопросами: • За что мы любим родной край? • Какое значение имеет эпиграф и вступление в произведение? • О каких временах говорится в поэме? Докажите это, ссылаясь на текст произведения. • Что свидетельствует об отношении князя к мальчику? • Почему мальчик забыл родной край? Можно ли его за это осудить? • Опишите внутреннее состояние половецкого хана во время потери сына. (Загрустил, огорчился... Днем не ест, а среди ночи плачет, бедный, и вздыхает, Сна не знают его глаза). • Прокомментируйте, как понять следующие слова из произведения: «...будто кровью с его (хана) сердца слово точится по слову...». • Как произведение связано с устным народным творчеством? • В чем была важность приказа хана вещуну? Что об этом сказано в произведении? Прочитайте. • При каких условиях мальчик принял вещуна? • Расскажите, как вещун играл и пел мальчику, напоминая ему о культуре родного края. • Объясните, почему произведение имеет такое название? Собственные мысли обоснуйте. • Чему учит нас это произведение? V. Закрепление изученного материала. 1. Решение тестовых задач. 1. Название произведения Н. Вороного «Евшан-зелье» считается: а) символическим; б) историческим; в) фантастическим. 2. Как попал на Русскую землю половецкий сын (Н. Вороной «Евшан-зелье»)? а) Во время поисков друзей; б) был взят в плен князем; в) плавая в лодке, был схвачен часовыми. 3. В каком городе находился ханский сын, попав в плен? а) Новгороде; б) Киеве; в) Москве. 4. Из-за чего князь решил оставить мальчика при себе? а) Учел красоту ханского сына; б) любил маленьких детей; в) старался доказать собственную доброту и уважение к половецкому хану. 5. Как воспринял хан весть, что его ребенок находится на земле Русской? а) плакал, не спал и не ел; б) очень тяжело заболел; в) решил лишить себя жизни. 6. Кого просит хан пойти «в землю Русскую» на поиски сына? а) дипломата; б) старца; в) вещуна. 7. Что помогло юноше вспомнить о родных половецких степях? а) песня половецкая; б) условия хана; в) ощущение благоухания Евшан-зелья. 8. Кого вспоминал юноша в произведении Н. Вороного «Евшан-зелье» после того, как он понюхал степное растение? а) Мать; б) отца; в) братьев. 9. Высказывание из произведения «...родная степь — широкая, свободная» считается следующим художественным средством: а) метафорой; б) аллегорией; в) эпитетом. 10. В конце произведения Н. Вороной обращается к: а) молодежи; б) юноше; в) Украине.

Похожие сочинения


«Лесная панна», «Берегиня», «Дажбог», «Неопалимая купена», «Почему пес живой друг человека»
Патриотичная и гражданская лирика И. Я. Франко. Сборник «С вершин и низин» (стихи «Гимн», «Каменщики», «Гремит! Благодатная пора наступает…» и др.)
Эволюция темы Родины у А. Блока от стихотворений «Осенняя воля» и «Русь» к стихотворениям «Россия» и «Новая Америка»

ТОП 3 популярных


  1. Моя семья сочинение
  2. У войны не женское лицо сочинение
  3. Богомолов Иван сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее




ПОХОЖИЕ СОЧИНЕНИЯ