Обобщение и систематизация знаний по теме «Л И Глибов Загадки Пословицы и поговорки» - сочинение

Цель:           обобщить и систематизировать знания учеников о пословицах и поговорках, загадках; формировать чувство гордости за сообразительность и мудрость нашего народа; добиваться осмысления значения в современном мире этих качеств; развивать внимание к лексике собственных суждений. Оборудование: загадки, пословицы и поговорки народов мира. Тип урока: урок-отчет.

Для меня слово мудрости дороже золота.

Демокрит

Нет мудрее, чем народ, учитель,

У него каждое слово - это жемчужина.

М. Рыльский.

Ход урока.

I.        Объявление темы и цели.

II.        Работа над обобщением и систематизацией знаний.

1.    Проблемная ситуация.

Дети, как вы понимаете выражение исследователя В. П. Аникина: «Пословицы сердятся, печалятся, смеются, веселятся, плачут, вздыхают, стонут, кричат, шутят, пугают, остерегают, учат, приходят в негодование - словом, отображают столько же чувств, сколько их в народе - творце пословиц».

2.    Литературный диктант.

    Устное народное творчество - это ...
    «Фольклор» в переводе с английского означает - ...
    Художественный устный рассказ фантастического характера - ...
    Короткое точное выражение, которое вмещает в себе оценку события,- ...
    Распространенное образное выражение, которое не выражает законченной мысли,- ...
    Небольшое произведение, в котором в скрытой форме описывается предмет, который нужно назвать,- ...
    Небольшое лирическое произведение, которое объединяет поэтический текст и мелодию,- ...

 

3.   Эвристическая беседа.

    Что такое пословица, поговорка, загадка?
    Чем отличается пословица от поговорки?
    Расскажите, как возникли пословицы, поговорки, загадки?
    Чему учат нас пословицы и поговорки?
    Как вы считаете, почему пословицы и поговорки называют народной мудростью?
    Зачем людям сегодня нужны пословицы, поговорки и загадки?
    Приведите примеры малых фольклорных жанров, которые употребляются в вашей семье?
    Почему мы любим отгадывать загадки?
    Какие качества в человеке развивают загадки?

4.   Игра «Эрудит» (отгадать загадки).

    Вокруг уха пурга, а в усе ярмарка. (Пчела).
    Что идет вперед и не возвращается? (Солнце).
    Кто поет, свищет и плачет, а никто его не видит? (Ветер).
    Под землей птица логово свила и яиц нанесла. (Картофель).
    Красный цвет, а винный, каменное сердце. (Вишня).
    Прозрачный будто стекло, а не вставишь в окно? (Лед).
    Зайдет в дом не — выгонишь, придет время — сам выйдет. (Луч солнца).

5.   Игра «Микрофон». Чтение пословиц наизусть цепочкой.

6. Литературное лото «Ценные жемчужины».

Задача: составить пословицу из отдельных частей.

 
Доброе дело — … 	…а человек имени 	Русское
Сокол уважает свои крылья… 	…самая себя хвалит 	Японское
Добро — … 	…дороже наибольшего богатства 	Японское
Одна мудрая книга — … 	…оборотная сторона зла 	Персидское
Когда делаешь добро… 	…из плохого сердца выходит 	Шведское
Кто не хочет работать в жару — … 	…не оглядывайся 	Норвежское
Нужно беречься того… 	…счастье приходит 	Латинское
Плохое слово… 	…будет голодать в холод 	

Болгарское
В дом, где смеются... 	...кто уже один раз солгал 	Японское

 

7. Исследовательская работа: к пословицам народов мира найти соответствующие украинские. 

8. Викторина. Из какой загадки Л. Глибова взят отрывок? 

 

1) «Постихали пения и шутки во дворе моем. Золотой тарелочки стало жаль всем». («Котилась тарелочка»).

2) «В макитре скакал, Недолго нажился, В дырку скатился, Круть-верть - да и пропал». («Химерический, маленький»).

3) «Ровная, сестра милая, нам судьба с тобой,— Обозвался братик где-то за бороной». («Кто сестра и брат?»).

9.  Творческая задача.
Какую пословицу или поговорку вспомните, если:

1) долго не могли решить задачу, а вместе с товарищем сделали это быстро;

2) старшие советуют вам сначала все обдумать, а потом принимать решение;

3) один из ваших друзей первый справился с задачей, но выполнил ее неправильно.

10.  Литературный аукцион. Учитель показывает разнообразные предметы, а ученики должны подобрать к ним пословицы.
Слова: книга, перо, хлеб, деньги.
Материал для литературного аукциона:

1)  Книга:       Книга учит, как на свете жить.

Не в пользу книжку читать, когда сливки лишь хапать.

2)  Перо:         Страшное перо не у гуся, а у дурака.

Не пером пишут, а умом.

Что написано пером не вывезешь и волом.

 

3)   Хлеб:         Голодной куме хлеб на уме.

Хлеб и вода - бедного еда.

Зима без снега - лето без хлеба.

4)   Деньги:      Бедная душа без гроша.

Богатому и черт деньги носит.

Хотя в голове пусто, лишь бы денег густо.

III.       Конкурс юных художников.

На протяжении пяти минут отобразить на рисунках одну из пословиц:

    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
    Без труда не будет и плота.
    Дело мастера величает.
    Поспешишь - людей насмешишь.

IV.       Итог урока.

V.       Домашняя задача.

Раскрыть содержание пословицы: «Свой край - как рай, чужая страна - как гроб».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Обобщение и систематизация знаний по теме «Л И Глибов Загадки Пословицы и поговорки»