Патриотичная и гражданская лирика И Я Франко Сборник «С вершин и низин» (стихи «Гимн» «Каменщики» «Гремит! Благодатная пора наступает…» и др ) - сочинение

Цель:         ознакомить учеников с идейно-тематическим богатством лирики И. Я. Франко; углубить знание учеников о лирике, воспитывать умение высказывать собственные мысли и чувство, восприятие красоты и силы родного слова.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний.

1.   Тестирование учеников (см. дополнение 1).

Тестирование по биографии И. Я. Франко проводим в компьютерном классе, пользуясь программой «Тест Шестопалова».

2.   Конкурс на лучшее выполнение поэзии Франко «Гимн».

II. Вступительное слово учителя.

Какой объем титана работы? На этот вопрос можно ответить лишь приблизительно. Все произведения Франко и до сих пор не выявлены, а те, что известны - свыше 8400, не вкладываются и в 200 томов, астрономическая цифра. До сих пор наиполнейшее издание - 50-томное, в котором первые 25 томов - художественные произведения, в т.ч. переводные; 26-42 тома - литературная критика, фольклор и языковедение; 43-47 тома - философия, этика, экономика, история; последние три тома - избранные письма.

Многогранность Франко более чем удивительная. Поэт и прозаик, драматург и переводчик, публицист и сатирик, литературный критик и редактор, журналист и издатель, философ и экономист, фольклорист и этнограф, антрополог и этнолог, искусствовед и педагог, политический и партийный деятель - такой далеко не полный перечень творческих граней большого Каменщика.

Максим Рыльский так высказался по этому поводу: «Франко был рожден поэтом, но он же был родившийся и прозаиком, и ученым-исследователем, и общественным деятелем. Его творческая деятельность напоминает сложное и прекрасное полифоническое произведение: много мелодий, много контрастов, острые объединения звуков - но, в конце концов, все сливается в светлую гармонию».

Отдавая надлежащее всем граням таланта Франко, мы отмечаем: как художник он, прежде всего, - поэт. Поэзиями он начал свое творчество, ими он и закончил его. Именно в поэзии Франко ярчайше самовыразился как художник, как мыслитель, как явление интеллекта, и, в конце концов, как личность необыкновенной эмоциональности, которой присуща полная гармония чувств.

III. Объявление темы и цели урока.

Итак, сегодня мы имеем возможность познакомиться с лирикой поэта патриотичного и гражданского направлений. Тема урока.

1. Обсуждение эпиграфа.

Желал я для скованных воли, Для обиженных лучшей судьбы и равного права для всех: Это весь и единственный мой грех!

 

2. Беседа.

    Вспомните в хронологической последовательности первые сборники Франко.
    Сборник «С вершин и низин» издавался несколько раз. Вспомните года.

(1883, 1887, 1893 гг.)

IV. Изучение нового материала.

    1.   Сообщение плана урока.

2.  Лекция учителя.

Лирика Франко поражает тематическим и жанровым разнообразием. Общественно-политическая, философская, любовная и национально-патриотичная лирика поэта является украшением украинской поэзии и принадлежит к высочайшим достижениям во второй половине XIX ст.

При жизни Франко вышло девять поэтических сборников.

Сборник «С вершин и низин» - это сложное художественное строение из стихов, написанных в разное время и по разному поводу. «Укладывая материал для этой книжки,- писал И. Франко в «Переднем слове»,- я покинул мысль о хронологическом порядке, совсем не пригожем в книжке такого разномастного содержания, которой, тем не менее, хотелось мне придать какую-то артистичную целостность». Сборник состоит из семи больших разделов, которые условно распределяем здесь на две неравных части. В первых трех разделах собраны лирические произведения, в четырех последних - «Галичские образки», «Из жидовских мелодий», «Господские шутки» и «Легенды» - произведения эпические.

3.   Работа в группах.

Деление на две группы: первая - анализирует поэзию «Каменщики», вторая - «Товарищам из тюрьмы».

    4.   Прослушивание аудиозаписи «Гимн» на музыку Николая Лысенко.
    5.   Лекция учителя.

Сборник открывается стихом «Гимн», в котором создан высокохудожественный образ «вечного революционера», который потом был усилен образом каменщика. Могущественный голос «вечного революционера» призывает на борьбу за свободу и лучшую судьбу народа. Целой системой художественных средств Франко достигает высокой поэтической образности, глубокой убедительности и веры в торжество идей революционной борьбы и неизбежность общественных изменений.

«Ни поповские пытки, Ни тюремные царские стены, ни войска муштрованные, Ни пушки, Ни шпионское ремесло В гроб его еще не свело»,-

 

пишет он пpо pеволюционеpа. Ничто не может остановить «дух, что тело pвет к бою, pвет за прогресс, счастье и волю», и за которым «миллионы pады идти». В конце произведения в аллегорической форме выражается вера поэта в наступление новой жизни.

Стихи цикла «Веснушки» («Греет солнышко», «Гремит!», «Земля моя, всеплодющая мать») творчески переосмысливают жанр народной песни и поднимают идеи обновления, веры в человеческий ум, «братство всемирное». Поэт призывает передовую интеллигенцию сеять «думы вольные», «жадность братолюбия» («Греет солнышко»).

Тогда волшебница-весна обязательно сменит холодную и суровую зиму. «Тайна дрожь пронимает народы», изменений ждут миллионы народов, которые не хотят жить по-старому («Гремит!»).

О своей кровной связи с народом И. Франко пишет в стихе «Земля моя, всеплодющая мать». Невыносимо больно было смотреть ему на обездоленных, темных, бесправных людей, не хватало сил в неравной борьбе. Поэтому он обращается к матушке-земле с сыновьей просьбой:

Земля моя, всеплодющая мать, Силы, которые в твоей живут глубине, Каплю, чтобы в бою сильнее стоять, Дай и мне!

6.   Групповая работа над текстами поэзий, их анализ.
 Группа 1 — «Греет солнышко».

1) Основная мысль поэзии - призыв к борьбе.

2) Лирический герой, любуясь красотой природы, думает о невыносимой жизни своего народа, о необходимости борьбы за его освобождение.

3) Строение поэзии. Деление на две части. Параллельными к образу сеяльщика являются образы борцов, которые засевают освободительные идеи.

4) Символика стиха:

а) всемогущий призыв весны — это голос правды, голос революционных идей;

б) рыхлая, живая пашня — порабощенный народ, который воспринимает эти идеи, как земля посеянное зерно.

Группа 2 - «Гремит».

1) Основная мысль произведения - призыв к борьбе.

2) Основной композиционный прием - параллелизм - сопоставление явлений природы и человеческой жизни. (Отсюда две части произведения).

3) Основные художественные приемы - аллитерация, анафора, эпифора.

7.   Продолжите предложение (теория литературы).

Аллитерация — это ... (вид поэтической звукописи: повторение одинаковых или подобных согласных звуков в строке, предложении, строфе для усиления интонационной выразительности, музыкальности).

Анафора — это ... (повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф).

 

Эпифора — это ... (стилистический прием, противоположный анафоре: повторение одинаковых выражений, слов или звуковых соединений в конце стихотворных строк или строф с целью усиления выразительности и музыкальности поэтического языка).

8. Объяснение учителя.

Вещим словом поэта-патриота является цикл поэзий «Украина» из сборника «С вершин и низин», в который вошли стихи «Моя любовь», «Не пора», «Развивайся ты, высокий дуб», «Ляхам». Эти поэзии пронизаны идеей борьбы за национальные и общечеловеческие идеалы, призывают рвать кандалы национального и социального угнетения.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Патриотичная и гражданская лирика И Я Франко Сборник «С вершин и низин» (стихи «Гимн» «Каменщики» «Гремит! Благодатная пора наступает…» и др )