Педро Кальдерон де Ла Барка Черты барочного мировосприятия в драме «Жизнь – это сон» - сочинение

Цель:   представить общие сведения о сюжете пьесы Педро Кальдерона «Жизнь - это сон», раскрыть черты барочного мировосприятия в образе Сехизмундо; развивать навыки характеристики образа литературного героя, комментировать произведения искусства; воспитывать интерес к искусству ХVІІ столетия, расширять мировоззрение учеников, формировать у них целостное представление о развитии культуры и литературы ХVІІ столетия, желании человека преодолевать свои отрицательные черты характера.

Тип урока: урок-исследование с элементами интерактивного обучения.

Оборудование: репродукции картин Г. Караваджио, Д. Веласкеса, Рембрандта, Т. Шевченко, диски музыки Й. С. Баха, Г. Генделя, фонозапись монолога Сехизмундо из І хорнады, сонета Педро Кальдерона де ла Барки, репродукция церкви Печерской Лавры Софийского собора, Зимнего дворца.

    Что такое жизнь? Заблуждение!
    Что такое жизнь? Это кончина,
    Это иллюзий всех плен, черная тень
    И страх;
    Вся жизнь - это лишь сновидения,
    А сновидения - только сон.
    П. Кальдерон.

Ход урока.

І. План урока.

1.         Блиц-турнир «Заочная экскурсия по залам барочной живописи». (Под музыку Й. С. Баха и Г. Генделя).

2.         Слово о Педро Кальдероне де ла Барке. Работа с портретом

3.         Страницами произведения...

4.         Шекспир и Кальдерон. (Сравнительная характеристика монологов Гамлета и Сехизмундо).

5.         Работа по ЛСК «Гронирование».

Вопросы к блицу-турниру

•          Что означает слово «барокко»?

•          Когда и где возникло искусство этого направления?

•          Что вызвало его появление?

•          Назовите самые характерные черты барочной культуры.

•          Как вы понимаете синтез барокко?

•          Докажите это на конкретных примерах.

Сообщение группы учеников-«биографов» о жизненном и творческом пути Педро Кальдерона де ла Барки.

Дополнение учителя.

Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда Рианьйо. По происхождению аристократ. Отец дон Диего Кальдерон де ла Барка Барреда служил секретарем в совете финансов при королях Филиппе ІІ и Филиппе ІІІ. Мать - донья Мария де Энао и Рианьйо, была представительницей знатной фландерской семьи. Она воспитывала 6 детей: три сына, трех дочерей. Имя семьи Кальдерон связаноя со старинной легендой о том, как в ХІІ столетии одного из новорожденных членов семьи приняли за мертвого. Чтобы убедиться в том, что он не подает признаков жизни, его опустили в котел (кальдерон) с горячей водой. Ребенок не только выжил, но и стал знатным человеком. Имя Барка происходило от названия имения, которое принадлежало одному из членов семьи, который погиб в борьбе с маврами. В первой половине своей жизни Кальдерон - человек «шпаги». Вторая половина жизни посвящена церкви. После смерти двух братьев Хосе и Диего, а также внебрачного маленького сына Педра Хосе он принял сан священника. В 1666 году он становится настоятелем братства Святого Петра.

Перу Кальдерона принадлежит много стихов, 120 пьес светского характера и около 80-ти религиозного (одноактные духовные действа - ауто), 20 интермедий. К основным композиционным приемам драм Кальдерона принадлежит монолог, который представляет собой большей частью философское раздумье героя о смысле жизни или глубокий психологический самоанализ.

Его произведения ставились на русской сцене со второй половины ХІХ столетия. Пьесу «Саламейский алькальд» в переработке И. Франко «Войт Заламейский» поставил театр «Русская беседа» в 1895 году во Львове.

Педро Кальдерон ушел из жизни 25 мая 1681 года на праздник Пятидесятницы, когда везде давали спектакля по его сценариям. Согласно завещанию его без торжеств похоронены в церкви Сан-Сальвадор в Мадриде, во главе которой он стоял несколько лет и которой завещал все свое имущество.

Многие философы считали, что жизнь - это сон. Платон утверждал, что человек живой лишь в сне, Пиндар уверен в том, что человек - сон тени, а Софокл утверждал, что все, кто живет на земле, «лишь призраков тени легкие».

Эвристическая беседа.

•          Кто ознакомлен с произведением?

•          Кто понял содержание произведения?

•          На что обратили внимание?

•          Из каких частей состоит пьеса? Назовите их.

•          Раскройте назначение каждой из хорнад.

•          Определите элементы сюжета в них. (Прослушать в фонозаписи І хорнаду).

Работа с репродукциями Шевченко.

Сообщение учеников. Т. Шевченко как герой пьесы Сехизмундо был заключенным. На острове Кос-Арал он рисовал картины. На одной из них изображен замок, похожий на тюрьму героя, а на другой - рассвет, как в І хорнаде произведения.

Выразительное чтение учениками ІІІ хорнады наизусть.

Беседа по смыслу ІІІ хорнады:

•          Может ли быть месть средством защиты чести?

•          Почему изменился Сехизмундо?

•          Поверил ли герой, что его жизнь в тюрьме была лишь сном?

•          Какую роль в жизни героев сыграет судьба?

•          Когда герой осознал бесполезность земной жизни и отдал предпочтение жизни духовной? Что повлияло на это решение?

•          Дает ли ответ Сехизмундо на вопрос, поставленный Гамлетом: «Быть или не быть?»

(Сравнение монолога Гамлета с монологом Сехизмундо).

Докажите, что монолог героя является ярким образцом литературы барокко.

Работа с репродукцией Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Ответа на вопросы:

•          Какой библейский сюжет положен в основу картины?

•          Попробуйте охарактеризовать душевное состояние отца и сына, изображенных на картине.

•          Простил ли отец сына, покаялся ли сын?

•          Почему простил Сехизмундо отца? Как это помогло ему руководить страной?

Работа по ЛСК «Гронирование».

Ключевые слова записать в каждую «виноградинку грозди».

IV.       Итог урока. Мотивация оценок.

V.        Домашняя задача.

Написать произведение-миниатюру «Можно ли обмануть судьбу?» или «Что такое настоящая жизнь в понимании героев и автора пьесы «Жизнь - это сон?».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Педро Кальдерон де Ла Барка Черты барочного мировосприятия в драме «Жизнь – это сон»