Периодизация и философские основы Немецкое просветительское движение - сочинение

В эпоху Просвещения перед Германией стояла насущная общественно-политическая задача - необходимость объединения страны, ликвидация многовековой феодальной раздробленности, тормозившей социально-экономическое и культурное развитие страны. Эта задача  во многом определила пафос деятельности немецких просветителей. Мы не найдем в Германии этой эпохи сложившейся революционной идеологии, в политических и социально-философских теориях немецких просветителей ощущается умозрительность, отвлеченность. Вместе с тем немецкое Просвещение предлагает развернутую гуманистическую программу и создает предпосылки для формирования и расцвета немецкой национальной культуры.

Немецкое просветительское движение зарождается в середине 18 века, и первый его этап связан с деятельностью выдающегося немецкого драматурга Г. Лессинга. Эстетика Лессинга носит новаторский характер. В «Лаокооне» и «Гамбургской драматургии» он по существу утверждал принципы реалистического искусства, которым он следовал в своих драматических произведениях.

Второй этап немецкой просветительской литературы связан с деятельностью «штюрмеров» (1770-1780 - е годы), выдвинувших широкую антифеодальную программу. Штюрмерство продолжило литературные традиции европейского сентиментализма.   К этому течению принадлежат ранние драмы Шиллера(«Разбойники», «Коварство и любовь») и роман Гете «Страдания молодого Вертера».

Третий этап немецкого Просвещения принято называть «веймарским», так как центром культурной жизни Германии конца 18 века становится Веймар - место жительства главы немецкого Просвещения И.Гете. В веймарский период Шиллер и Гете преодолевают идеи бунтарства, характерные для штюрмерского периода, и обосновывают новую теорию искусства - «веймарский классицизм», отразивший возникший в эту эпоху в Германии культ античной культуры. Эстетическая программа веймарского классицизма нашла воплощение в работах Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» и « Письма об эстетическом воспитании человека». Гете и Шиллер приходят к идеям переустройства жизни путем эстетического воспитания человека. Круг идей веймарского классицизма отразился в драматургии Шиллера 1790-х гг., в романе Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера».

Своеобразным итогом развития немецкого ( и европейского в целом ) Просвещения стала великая трагедия Гете «Фауст», в которой писатель в обобщенной форме представил духовные искания человечества и выразил гуманистическую веру в торжество человеческого разума.

В эстетической мысли Германии ХVII в., в частности в эстетике немецкого Просвещения, формируется собственно философская эстетика. У ее истоков стоит творец «одной из самых оригинальных и плодотворных философских систем нового времени» - Г. Лейбниц.

В историко-эстетической литературе отмечается огромное влияние Лейбница на эстетику немецкого Просвещения (Баумгартен и др.), в особенности влияние его учения о видах познания. И это совершенно справедливо. Следует подчеркнуть, что в этом учении получило отчетливое выражение характерное для немецкой рационалистической философии и эстетики докантовского периода понимание «символа» и «символического».

Лейбниц, как известно, классифицировал познание на темное (подсознательное, неосознанное) и ясное. Последнее бывает либо смутным, либо отчетливым. Смутное - это такое познание, посредством которого мы, хотя и отличаем предметы от других, но не можем перечислить в отдельности его достаточные признаки. «Например, мы узнаем цветы, запахи, вкусовые качества и другие предметы ощущений с достаточной ясностью и отличаем их друг от друга, но основываясь только на простом свидетельстве чувств, а не на признаках, которые могли бы быть выражены словесно». Из того примера, который Лейбниц приводит, далее следует, что к смутному он относит и художественное познание. «Подобным образом, - пишет он, - мы видим, что живописцы и другие мастера очень хорошо знают, что сделано правильно и что ошибочно, но отчета в своем суждении они часто не в состоянии дать и отвечают на вопрос, что в предмете, который не нравится, чего-то недостает».

Смутное познание у Лейбница - это область «чувственного познания», получаемое посредством низших способностей и противопоставляемое уму, интеллектуальному познанию. Это противопоставление объясняется отчасти некоторым пренебрежением к чувственному знанию. Это пренебрежение можно увидеть, например, в заметках Лейбница на книгу Шефтсбери «Характеристики людей, нравов, мнений и времен», где он, оценивал вкус как смутное восприятие, «для которого нельзя дать адекватного основания», уподобляет его инстинкту. В то же время в другой работе, говоря о воздействии музыки, Лейбниц пишет, что «сами удовольствия чувств сводятся к удовольствиям интеллектуальным, но смутно познаваемым».

Идеи Лейбница оказали большое влияние на эстетику Баумгартена, Канта и других немецких философов. «Гений Лейбница внес диалектическое начало в теоретическую мысль Германии. Его собственное учение оказалось той почкой, из которой выросло мощное древо немецкой классической философии». Можно говорить и о том, что Лейбниц стоит у истоков и немецкой классической эстетики.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Периодизация и философские основы Немецкое просветительское движение