П Тычина «Открывайте двери» Художественное воспроизведение национально освободительного Пробуждения народа - сочинение

Цель:   раскрыть трагические последствия революционных событий 1917-1918 гг. на Украине, глубокое осознание реальности и драматизма своей эпохи П. Тычиной; совершенствовать умение и навыки идейно-художественного анализа лирических произведений, описания картин; развивать творческое мышление, культуру образного видения, воспитывать чувство уважения к своей земле и истории.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: портрет П. Тычины, репродукция картины В. Павлищука «Отчаяние».

Ход урока.

Мотивация учебной деятельности учеников.

Актуализация опорных знаний.

1. В отрывке поэзии П. Тычины «Арфами, арфами...».

    Арфами, арфами -
    Золотыми, гласными отозвались рощи
    Самозвонными:
    Идет весна
    Душистая
    Цветами-Жемчугом
    Украшенная, -
    использованы художественные средства:
    А. Моно рифма
    Б.  синекдоха
    В.  метафора
    Г.   неологизм
    Д.  оксиморон
    Е.   эпитет
    Ё.  инверсия.

2. Продолжите мысль: «1918 год стал поворотным пунктом в художественной судьбе Павла Тычины»...

Восприятие и усвоение  учебного материала.

1.         Просмотр отрывков из киноленты «Красный Ренессанс».

(Желательно урок провести в компьютерном классе и пересмотреть фильм с помощью сети Интернет).

О фильме.

За период 30-х гг. ХХ ст. украинская культура пережила свое становление, расцвет и трагический финал. Трехсерийная документальная картина рассказывает о судьбах В. Сосюры, П. Тычины, Н. Волнового, Леся Курбаса, Н. Кулиша и А. Довженко. В фильме использованы хроники того времени, авторы картины побывали на местах, где развивались события этой пасмурной для Украины эпохи, и в многочисленных музеях, которые сохранили материалы, бумаги и свидетельства тех лет.

2.         Выразительное чтение стиха «Открывайте двери...».

3.         Беседа с учениками.

•          Какие картины возникали в вашем воображении во время чтения стиха?

•          Назовите зрительные образы произведения, очертите его цветную гамму.

•          Опишите ярчайший образ вашей мысленной иллюстрации к этому стиху.

•          Какое музыкальное произведение можно подобрать для мелодекламации поэзии? Выбор аргументируйте.

4.         Литературоведческая студия.

Один из первых рецензентов «Солнечных кларнетов» Андрей Никовский так проинтерпретировал «Открытые двери»: «этот стих единственный во всей нашей современной поэзии дал неслыханно резкую и гениально пластическую картину нашей украинской революции. Эффект этого стиха основан на церковной реминисценции, на эффекте того момента, когда невеста входит, люди поворачиваются к дверям. В церкви сумерки, тихо отворяются двери, - хор дрожит... в церковь вливается свет, гул, в квадрате дверей горит голубизна неба, и в центре внимания молодая, ясная невеста, белая голубка.

Павел Тычина воспользовался тем глубоким эффектом, который происходит от разрушения обычного упоминания: он в самой высокой степени ломает обычную ассоциацию вместо ясного образа... дает страшный образ черного ливня, дикой бури...

Наилучший стих нашей поэзии об украинском возрождении, о первых наших ясных ожиданиях и чувстве национального счастья и дальних социальных и политических бурях, анархии, крови».

Справка. Реминисценции (в поэтическом и музыкальном произведениях) - черты, которые навевают воспоминания о другом произведении.

8. Работа с репродукцией картины В. Павлищука «Отчаяние».

•          Какое впечатление производит картина?

•          Кто изображен на ней?

•          Почему, по вашему мнению, автор дал картине такое название?

•          Очертите гамму цветов. Как она помогает выразить идею художественного полотна?

IV. Закрепление изученного материала.

1. Выразительное чтение стихов И. Гнатюка, Г. Петренко о судьбе Украины

Созвучны ли идеи стихотворных произведений П. Тычины, И. Гнатюка, Г. Петренко с мыслями, настроениями, которые вызвала у вас картина В. Павлищука?

«Тише, ветра! Тише, буйные!..»

    Тише, ветра! Тише, буйные!
    В лугу не гудите!
    Мое горе легло спать,
    Так не будите.
    Ох, заснуло оно в сердце,
    Как в норе гадюка;
    Будто легче мне стало,
    Будто меньше мучение.
    Тише, ветра! Тише буйные!
    Горя не будите!
    Дайте мне, молодому,
    Хоть на время отдохнуть!
    Так как то горе бесконечное,
    Слышу, сердечко от него
    В крови закипело.
    Что же то горе колыхало,
    От чего заснуло?
    Наверное, милая чернобровая К сердцу прижала?
    Сей ласки я не знаю, И не люблюсь:
    Когда тяжело мне станет, К дубу прижимаюсь!
    Мое горе, мое злое Вздохи колыхали;
    Слезы, песни жалостливые Его усыпляли.
    Уморили мое горе
    Не шутки девичьи:
    Ох, Выбили его из силы
    Бессонные ночи.
    Тише же, ветра, не гудите,
    Пусть ему спится!
    Мучение мне, как проснется:
    Душа разболеется!
    Ой, загудели буйные ветра,
    Наклонились лозы:
    Слышу, где же мои слезы?
    (Г. Петренко)

 

    Наболелся думами и словом,
    Ссадинами души и мозолей,
    Как не бился с бедствием стоголовым,
    Но еще живу - не отоболел.
    Еще в угаре человеческого безголовья
    Хрипну от крика - навзрыд, как немой, -
    Нет, душой еще не отболел я,
    Не смирился с приговором «Аминь».
    Еще не отрекся от боли, хотя каминно
    Челюсти обезболивают его, -
    Им же я врастаю в Украину
    С кляпом в горле стона своего.
    И, не став перекати-полем,
    Перейдя в землю или в траву,
    Оживу небеленой болью,
    В болевом слове оживу.
    (И. Гнатюк).

2.         Слово учителя.

Горечь обмана, образ растерзанной Украины возникает в произведениях П. Тычины 1918-1919 гг. Поэт, как много его современников, оказался на распутье. С одной стороны, П. Тычина верил, что революция принесет украинцам социальное, национальное и духовное освобождения:

    Вставай, кто сердцем кудрявый!
    Новая республика, гряди!
    С другой, поэт сознает:
    Не будет никогда рая
    В этом кровавом крае...

Обостренное восприятие окружающего предчувствия беды, жгучая боль за Украину рождают строки:

    Кто же тебе изготовил это кровавое время?
    Кто же так люто бросил нас?
    А трагедия на Украине тем временем разгоралась...

3.         Поэтическая минута памяти.

Заранее подготовленный ученик читает «Хвала поэту» М. Стельмаха.

V. Домашняя задача.

Составить электронные презентации жизнеописания П. Тычины, его произведений.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > П Тычина «Открывайте двери» Художественное воспроизведение национально освободительного Пробуждения народа