👍Сочинение Роль выдающейся личности как Проводника нации в поэме И Я Франко «Моисей» Сочинения по зарубежной литературе
Роль выдающейся личности как Проводника нации в поэме И Я Франко «Моисей» - сочинение

Цель:             раскрыть аллегоричность образа Моисея, многопроблемность и духовное богатство поэмы, осветить образ Моисея как проводника нации, выяснить актуальность произведения; развивать эстетичные вкусы, читательскую культуру, качества сознательного читателя и почитателя литературного творчества; формировать национальное самоосознание учеников, их гуманистическое мировоззрение, морально-этические ценностные ориентиры.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, всемирная история, география.

Тип урока:     по смыслу: философское исследование; по форме — тренинг.

Оборудование: таблица «Характерные особенности И. Я. Франко», видеосюжет об украинском омбудсмене Н. Карпачевой, схема «Этапы философского исследования».

Ход урока.

І. Организационный момент.

Положительная мотивация к учебной деятельности.

Доброе утро! Приветствую вас на нашем уроке. Сегодня именины (указывается имя по святцам, которое приходится на это число). 16 декабря И. Я. Франко отмечал праздник своего имени. Так заведено у многих народов мира отмечать день святого, имя которого носишь.

Иван - имя древнееврейского происхождения, означает «Бог ласкает». Научные работники доказали, что имя человека влияет на формирование его характера и судьбы.

ІІ. Актуализация приобретенных знаний.

Харьковский исследователь Б. Хигир отмечает, что люди по имени Иван настойчивые, имеют широкий диапазон увлечений, ощущают крепкую связь со своим родом, следят за политическими событиями.

 

Предлагаю миниисследование. Проявились ли черты присущие людям по имени Иван в судьбе и характере Ивана Франко, укажите, используя знания, приобретенные на предыдущих уроках.

Вывод (делают ученики).

Гипотезу о роли имени в жизни человека подтверждает активная гражданская позиция И. Я. Франко.

Проблемная ситуация.

А сейчас сюжет об одном общественном деятеле, но современной Украины.

Видеосюжет об украинском омбудсмене Н. Карпачовой.

Лнгвистическая справка.

Омбудсмен — слово шведского происхождения, означает независимый общественный орган защиты прав человека.

В интервью Н. Карпачова заявила: « Институт омбудсмена своей историей достигает в ветхозаветную давность. Был, есть и будет одинаково затребован во все времена».

В конце урока предлагаю каждому из вас занять позицию человека, который соглашается с этим утверждением или человека, который утверждение возражает.

ІІІ. Сообщение темы, цели урока.

Поможет вам в этом тема урока: «Роль выдающейся личности как проводника нации в поэме И. Я. Франко «Моисей».

Работу на уроке предлагаю провести по схеме «Этапы философского исследования».

С помощью незаконченных предложений спланируйте собственную цель урока:

    поделиться информацией об... 
    получить дополнительную информацию об... 
    узнать об...
    определить...
    научиться...

Ученики объявляют свою цель. Объединение в три группы по целям урока:

    история написания, источники,
    тема, проблематика,
    художественное оформление,
    образ Моисея, идея произведения.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Ориентировочное содержание сообщений учеников первой группы.

Поэма написана на основе библейского материала. Еще из гимназии Франко пришел в восхищение библейскими легендами. Центральным персонажем поэмы является Моисей - ветхозаветный пророк, которому Бог-Отец вручил «Скрижали завета» (10 заповедей). Моисей вывел израильский народ из египетского рабства, защитив его основное право на свободу. Но за 38 лет блуждания пустыней и народ, и сам Моисей охладели к Богу. За это его жестоко наказали: он увидит землю обетованную, но умрет, не ступив на нее.

Франко воспользовался материалами древнегреческой мифологии, в частности мифом о слепце Орионе, который идет к солнцу, чтобы прозреть. Также автор поэмы изучал историю давних народов. Это помогло проникнуть в их духовную жизнь, сохранить чувство исторической достоверности, максимально точно воссоздать дух эпохи.

Франко сохранил канву библейских легенд, но наполнил сюжет духом времени и настроениями украинского народа в период революции 1905 года, которая стала идейным толчком для написания поэмы. Автор надеялся, что революция, в конце концов, принесет освобождение и украинскому народу. Его особенно волновали вопросы взаимоотношений широких масс с политическими вождями, которые могли бы выступить на защиту их прав и возглавить народные восстания.

Внешним импульсом было его путешествие в Италию 1904 года. Наибольшее впечатление на Франко оказала статуя Моисея Микеланджело в церкви Святого Петра в Риме. По этому поводу Роман Иваничук в романе «Шрамы на скале» писал: «И в соборе Святого Петра. Скульптурная фигура Моисея властно остановила меня, я встрепенулся перед взглядом вождя; передо мною - не камень, а живой человек титанической силы и энергии; Моисей сидит на низком пьедестале, в благородной величавой простоте.

Великий мастер, он воплощал в нем свой молодой гений и силу своего поколения, родившегося Ренессансом. Камень должен был ожить».

Ориентировочное содержание сообщений учеников второй группы.

Сам Франко определил тему поэмы так: «Основной темой поэмы я сделал смерть Моисея как пророка, непризнанного своим народом, эта тема в такой форме не библейская, а моя собственная, хотя и основанная на библейском рассказе».

Тема раскрывается через ряд проблем, которыми жило украинское общество: рост сознания народа, его историческая роль, борьба за права человека, поиск путей к лучшему будущему, отношения народа и вождя и прочие.

Что позволяет вам говорить об этих проблемах как проблемах украинской наций?

В прологе, который был написан после выхода сигнального экземпляра, обращение автора к украинскому народу.

Чтение пролога (часть І).

Таким образом, видим художественную особенность произведения - это поэма-аллегория. Это иносказание - вид метафоры, показ предмета или явления через другие, подобные ему, чтобы показать их существенные черты.

Проблема отношений вождя и народа показана в притче о деревьях, которые выбирали себе царя.

По библейской легенде претендентов на царствование было 4: оливковое дерево, фиговая пальма, виноградная лоза и терн. Франко ввел березу, дуб, мальву, ливанский кедр. Персонажи выбраны неслучайно, каждое из этих растений имеет целебные свойства. Только терн колючий (Латинское название), которое символизирует в поэме скромного, самоотверженного борца за народные права, в действительности лечит от заболеваний желудочно-кишечного тракта, в том числе и инфекционных, в частности гепатита, заболеваниях мочевыводящих путей, почечно-каменной болезни, ревматизма, заболеваний кожи и слизистой оболочки.

Береза белая используется для лечения ларингитов, бронхитов, астмы, гастрита, болезней печени, свежую листву прикладывают даже к месту укуса змеи.

 

По легенде, свое название береза взяла от слова берег, на котором стояла мать, выглядя сына и превратилась в нежное, печальное дерево.

Физкультпауза с именем мамы.

Какая особенность стихотворного размера подчеркивает остроту поднятых в прологе риторических вопросов?

Пролог написан терцинами - это строфа из трех строк пятистопного ямба. Первый рифмуется с третьей строкой, второй - с первой и третьей им следующей строфы.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Роль выдающейся личности как Проводника нации в поэме И Я Франко «Моисей»