Роль художественной литературы в формировании жизненных ценностей человека - сочинение

 Цель: Показать значение литературы в формировании жизненных ценностей человека, особенно ее воспитательную роль в формировании личности человека, духовных и эстетичных богатств человечества; развивать умение учеников высказывать свои суждения, обосновывать мысли, приводя примеры из конкретных произведений; воспитывать культуру речи, культуру ответа: логичность, обоснованность, последовательность; совершенствовать навыки сотрудничества, умение работать в группах.

Искусство есть героическим

дух народа, его сердце и ум.

М. Горький

Ход урока

І. Актуализация опорных знаний и навыков учеников робота в парах по карточкам (время обсуждения — 5 мин.)

Карточка 1

Прочитать отрывок, определить, насколько отображенные в книге события являются реальными. Обоснуйте свою мысль.

«В четверг - экзамен по защите от темных искусств. Гарри впервые был уверен, что сдал хорошо. Он не имел никаких проблем с письменными вопросами, а на практическом испытании с огромным наслаждением выполнил все защитные заклятия просто перед носом Амбридж, которая холодно за ним наблюдала.

—             Браво! — воскликнул профессор Тофти, когда Гарри безупречно выполнил заклятие, чтобы выгнать хоббита.— Просто чудесно! Наверное, это уже все, Поттер... разве что... — Он немного наклонился вперед.— Я слышал от своего друга Тибериуса Огдена, что ты умеешь вызвать патронесса. Хочешь
получить дополнительные баллы?..

Гарри поднял волшебную палочку, глянул на Амбридж и представил, что ее выгоняют с работы.

—  Экспекто патронум!

С кончика волшебной палочки выпрыгнул серебристый олень и пустился залом вскачь. Все экзаменаторы не сводили с него глаз, а когда патронус развеялся серебряной мглой, профессор Тофти радостно захлопал в свои жилистые, морщинистые ладони» (Дж. К Ролинг «Орден Феникса»).

Карточка 2.

Сравнить информацию об одном и том же самом явлении (обратив внимание на способы отображения) по разным источникам.
А. На Волге баржи против течения поднимали бурлаки. Они впрягались в лямки и тянули их, ступая берегом. Это была очень трудная работа. (Из материалов краеведческой экскурсии).

    Б. …Вдруг я стоны услыхал,
    И взор мой на берег упал.
    Почти пригнувшись головой
    К ногам, обвитым бечевой,
    Обутым в лапти, вдоль реки
    Ползли гурьбою бурлаки,
    И был невыносимо дик
    И страшно ясен в тишине
    Их мерный похоронный крик
    - И сердце дрогнуло во мне.
    - Когда-то в Нижний попадем? -
    Один сказал.- Когда бы попасть
    Хоть на Илью...
    - Авось придем,
    - Другой, с болезненным лицом,
    Ему ответил.- Эх, напасть!
    Когда бы зажило плечо,
    Тянул бы лямку, как медведь,
    А кабы к утру умереть
    - Так лучше было бы еще...
    Он замолчал и навзничь лег.
    Я этих слов понять не мог,
    Но тот, который их сказал,
    Угрюмый, тихий и больной,
    С тех пор меня не покидал!
    Он и теперь передо мной: Лохмотья жалкой нищеты,
    Изнеможённые черты
    И выражающий укор
    Спокойно-Безнадежный взор...
    (Н. Некрасов «На Волге»).

В. Репродукция картины И. Репина «Бурлаки на Волге».

Карточка 3.

Какую роль литературы иллюстрирует этот фрагмент:

«Старший из них был человеком пасмурным и злым на вид. Одежда его состояла лишь из кожаной куртки, пошитой из выдубленной шкуры какого-то зверя, мехом наверх... Этот первоначальный наряд укрывал своего хозяина от шеи до колен и заменял ему все части обычной одежды... Нам остается только отметить очень интересную деталь его внешности, которая настолько стоит внимания, что нельзя обойти: это было медное кольцо на манер собачьего ошейника, плотно запаянного на шее. Оно было достаточно широким, чтобы не мешать дыханию, и вместе с тем таким узким, что снять его можно было, лишь распилив пополам. На этом своеобразном вороте было высечено саксонскими буквами: “Гурт, сын Беовульфа, прирожденный раб Щедрика Ротервудского”»? (В. Скотт «Айвенго»).

Карточка 4.

О какой роли литературы речь идет в этом тексте:

    Из рая детского житья
    Вы мне привет прощальный шлете,
    Не изменившие друзья
    В потертом, красном переплете.
    Чуть легкий выучен урок,
    Бегу тотчас же к вам, бывало.
    —Уж поздно! — Мама, десять срок!..
    Но, к счастью, мама забывала.
    Дрожат на люстрах огоньки...
    Как хорошо за книгой дома!
    Под Грина, Шумана, Кюи
    Я узнавала судьбы Тома.
    Темнеет... В воздухе свежо...
    Том в счастье с Бэкки плен веры.
    Вот с факелом индеец Джо
    Блуждает в сумраке пещеры...
    Кладбище... Вещий крик совы... (Мне страшно!)
    Вот летит чрез кочки
    Приемыш чопорной вдовы,
    Как Диоген, живущий в бочке.
    Светлее солнца тронный зал,
    Над стройным мальчиком - корона...
    Вдруг - нищий! Боже!
    Он сказал: «Позвольте, я наследник трона!»
    Ушел во тьму, кто в ней возник,
    Британии печальны судьбы...
    —О, почему средь красных книг
    Опять за лампой не уснуть бы?
    О, золотые времена,
    Где взор смелей и сердце чище!
    О, золотые имена:
    Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!»?
    (М. Цветаева «Книги в красном переплете»).

Рекомендации для учителя

Если каждая пара взяла себе 5 минут на подготовку, можно проверить у других рассказ по плану (3 а, б) с собственными примерами или письменный вариант ответа учеников, которые работали на репродуктивном уровне. Если в классе есть сильная пара, которая может ответить без подготовки, можно предоставить ей слово с самого начала.

ІІ. Формирование новых знаний и навыков.

1. Эвристическая беседа с элементами работы с текстом

1) Что иллюстрирует это высказывание М. Горького о поэмах Пушкина? «Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданно красивое место, всегда стремишься обойти его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернется перед тобой сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минутку смотришь на нее очарованный, а потом счастливо обежишь ее всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует...

Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично все, о чем говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою - легкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое это счастье - быть грамотным!»

2)   Можем ли мы считать, что здесь речь идет только о развлекательной роли литературы как искусства слова, только об эстетичном наслаждении, которое можно получить после прочтения книги? (Нет, литература, вопреки всему перечисленному, воспитывает хороший эстетичный вкус, дарит человеку духовное очищение).

3)  Можно ли рассматривать литературные произведения под одним углом зрения, подчеркивая что-то одно в их влиянии на читателя?

ІІІ. Подготовка к домашней задаче!

(Для сильных учеников предлагается привести литературные примеры, где речь идет о воспитательном значении литературы в формировании человека и всего человечества).

Рекомендации для учителя.

Можно использовать приемы «Свободный микрофон» или «Точка зрения» (если ответ детальный, с многими примерами).

Обратите внимание учеников, как о значении каждого литературного произведения можно высказаться комплексно.

Примеры для учителя

а. Древняя Спарта, где превыше всего ценили физическое совершенство, попросила у Афин учителя. Афиняне, желая подшутить над соседями, прислали спартанцам учителем хромого Тиртея. Такой учитель, считали афиняне, мешал бы спартанским воинам побеждать.

Но спартанцы, на удивление соседей, все равно продолжали побеждать, так как Тиртей был не только учителем, но и поэтом и его песни вдохновляли на новые подвиги и победы...

Б. ...И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Роль художественной литературы в формировании жизненных ценностей человека