Сборник поэзий «Завядшая листва» - сочинение

Цель:         на основе лирической драмы И. Франко глубже познать поэзию И. Я. Франко, в частности любовную лирику; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать чувство прекрасного, почтительное отношение к личным чувствам людей, чистоту и благородство чувств.

Тип урока:     усвоение новых знаний.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности.

1. Звучит фрагмент литературно-музыкальной композиции «Развейтесь с ветром, листочки завядшие» («эпилог» к первому жмутку). (50 с).

2. Вступительное слово учителя (демонстрируем портрет Франко).

Любовь - прекрасное светлое чувство, которому посвятили свои наилучшие работы художники, музыканты, поэты. Неразгаданная тайна, итак, чтобы осветить это чувство, необходимо соединить все виды искусства: музыку, живопись, движение, слово.

На прошлом уроке мы говорили о любви в нелегкой жизни поэта, а сегодняшний урок посвятим его любовной лирике. Сборник «Завядшая листва» откроет вам И. Франко с другой стороны - уже не как поэта-борца, поэта-титана, а как тончайшего лирика, певца высокой любви. Сегодня мы сделаем попытку разобраться в магической силе слов любви Ивана Яковлевича, а помогут нам «Жмутки любви и боли», которые великий поэт подарил человечеству, замечательные романсы на слова Франко.

3.   Объявление темы, цели урока.

ІІ. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1. Рассказ учителя.

Своей жизнью и творчеством великий Каменщик доказал, что гений и любовь рождаются не так часто, чтобы дополнять друг друга. Читая и анализируя поэзии И. Франко, мы можем убедиться в этом. Эти произведения помогут нам познать Франко как простого, обычного человека, с его болями и жизненными неурядицами, с его чистой, открытой к людям душой, с его большими и светлыми чувствами, которые носят название любовь.

В мировой литературе тяжело найти более волнительный поэтический рассказ о страдании человеческой души, раненной жизненными неурядицами и несчастливой любовью, как сборник «Завядшая листва».

Просмотрим следующий видеосюжет «Завядшая листва. Глас» (2,14 мин) (мысль Коцюбинского, звучит романс А. Кос-Анатольского на слова И. Франко «Ой ты, девушка, из ореха зерно»).

 

2.   Ученики осуществляют идейно-художественный анализ поэзии «Ой ты, девушка, из ореха зерно....».

Лирическая поэзия «Ой ты, девушка, из ореха зерно» по форме стиха, ласковой лексикой и некоторыми образами близка к народной песне «Ой ты, девушка, гордая и пышная...». Перед вами влюбленный юноша, который трогает нас силой своего чувства к девушке. В центре композиции произведения - контрастное сопоставление, с помощью которого автор выражает всю сложность неразделенной любви юноши, характеризует красоту девушки и ее характер. Она небольшая, «из ореха зерно», но приносит юноше большое горе, так как сердце у нее - «колюче терна»; уста любимой - «тихая молитва», а слова ее острые, «как бритва»; у нее глаза «темнее ночи», но «кто в них засмотрится, и солнца не хочет», так как их чары зажигают «сердце пожаром». Драматизм несчастливой любви передается риторическими вопросами и окликами, точными сравнениями и противоречивыми противопоставлениями.

Лирический герой поэзии - человек с нежной, впечатлительной душой и вместе с тем - с сильным характером, однако он не в силах вырвать из души волшебный образ девушки, которую полюбил до самоотречения.

3.Ррассказ учителя.

Давайте вспомним, кто же были те три женщины, которым посвящена «Завядшая листва». А для этого просмотрим следующий видеосюжет.

Видеосюжет «Завядшая листва» (1,34 с).

Учитель. Сам автор книги писал, что «сборник стихов «Завядшая листва» - самый субъективный из всех, которые появились у нас от времени автобиографических поэзий Шевченко, и при том наиболее объективный в способе изображения человеческого чувства». Литературовед А. Каспрук писал: «Поэтический шедевр И. Франко - лирическая драма «Завядшая листва» - оказал большое влияние на развитие последующей украинской лирики конца ХІХ - начала ХХ столетия, вызвав много наследований, а также оригинальных лирических произведений, в большей или меньшей мере обозначенных печатью «Завядшей листвы».

Мелодичные, глубоко человечные, нежные стихи «Завядшей листвы» вдохновили многих композиторов. Силу и красоту слова Ивана Франко дополняют волшебные мелодии Н. Лысенко - «Безмежное поле», «Я не клял тебя, то вспашет», «Это та тропинка», Я. Степного - «Как услышишь ночью», К. Данькевича - «Чего являешься мне во сне», М. Майбороди - «Не минуй с пренебрежением», А. Кос-Анатольского - «Ой ты, девушка, из ореха зерно...». Фото композиторов.

— Как вы считаете, почему эти произведения стали популярными песнями и на крыльях музыки польются к человеческим сердцам? (Очевидно, потому, что в них поэт высказал самые сокровенные чувства и мысли человека и сделал это высоко художественно, поэтически).

Эти произведения нежнейшие движения его чувствительной души, они его

 

...тихий вздох!

раны, сожаления,

Замершей в сердце любви.

Остановим свое внимание на этом объяснении в любви.

Просмотр видеозаписи «Я понесу тебя в душе на дне».

Вот что делает с человеком любовь. Она дает ему вдохновение, творческое воодушевление, человек под влиянием его всесильных чар становится поэтом. Так, так, каждый влюбленный - поэт, только не может это передать стихами. Но одинаково чувства его поэтические. Иван Франко тоже пылко любил, говорит, что любовь творит с человеком странные чудеса. Полюбив, человек ощущает себя

...сильным и свободным,

Будто тот, что вырвался из тюрьмы на свет,

Таким веселым, искренним и кротким.

В другом стихотворении, обращаясь к любимой, поэт «счастливый, будто царь могущественный», признается ей: «Я б душу отдал за тебя».

Но чуть ли не сильнее всего глубину своего чувства высказал влюбленный Франко в стихе «Да, ты одна моя правдивая любовь». Любовь героя произведения - «тайный порыв» его души и тела, «наилучшее пение», что приносит вдохновение, это «знаменитый подвиг» его жизни. В этой поэзии он признается в вечной любви той, которую полюбил душой и сердцем.

Ученик-Чтец (исполняет поэзию).

Как утерянную любовь, не преисполненное желание, Невоспетое пение, геройское порывание, Как все высшее, чем душу я кормлю, Как тот огонь, который и греет и пожирает, Как смерть, которая сбивает и от мучений освобождает,- Так, красавица, и я тебя люблю.

Десять лет... Много это или мало? Именно на протяжении  такого времени рождался сборник Ивана Фpанко «Завядшая листва», который своей кpасотой, глубоким чувством принадлежит к лучшим образцам мировой поэзии.

Тpагедию влюбленного сеpдца - «Завядшая листва» можно сравнить с временами года, на протяжении которых растет, крепнет, зеленеет, цветет и будто бы умирает деpево, любовь автоpа.

4. «Микрофон».

- С какими временами года у вас ассоциируется каждая из женщин, а итак, и каждый из «жмутков» произведения?

Ученик. Его первая любовь пpишла к нему весной, в мае, когда только начинает появляться молодая, совсем зеленая листва. Эта любовь наивная, как ребенок, несмелая, невинная и чистая, она делает весь окружающий мир pаем без забот и обид.

 

Потом приходит лето, а с ним и вторая любовь, тайная, недоступная, будто «святыня». И вот где-то в конце лета появляется третья и последняя. Она прекрасная, будто природа осенней поры, когда стоит несильная жара. Эта пора любимейшая, радостная, дорогая, незабываемая - это память о прошлом лете. И эта любовь пленит его сердце, проникает в середину его.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Сборник поэзий «Завядшая листва»