Становление и развитие древнеукраиснкой драматургии - сочинение

Цель:          дать ученикам представления о становлении и развитии драматургии в давней украинской литературе, основные ее жанры; определить содержание и идейную направленность исторических пьес: «Милость Божья» неизвестного автора, «Владимир» Ф. Прокоповича, интермедий; дать понятия о вертепной драме; развивать умение анализировать, сопоставлять, выделять главное; воспитывать уважение к народным обычаям и традициям, которые олицетворяют всечеловеческие, вечные ценности; пропагандировать вертепные традиции в наше время.

Тип урока:     урок усвоения новых знаний.

Теория литературы: школьная драма, историческая драма, интермедия, вертеп, классицизм в давней украинской литературе.

Оборудование: учебник, хрестоматия по украинской литературе, фотографии с изображением вертепа, опорные схемы «Становление и развитие драматургии ХVІ-ХVІІІ ст.», «Барокко в украинской литературе», видеомагнитофон, компьютер.

Межпредметные связи: история Украины, зарубежная литература.

Ход урока.

I. Проверка домашней задачи.

Обсуждение письменных работ учеников.

II. Усвоение учениками нового материала.

1.   Актуализация опорных знаний.

1.  Какие литературные роды вам известны? Дайте общую характеристику каждому из них.

2.  Какие драматические произведения изучали?

3.  Какие особенности народной драмы? Приведите примеры.

2.   Мотивация учебной деятельности.

Ознакомление с планом урока (с помощью компьютера).

1. Становление и развитие давней украинской драматургии. Основные ее жанры.

 

2.  Историческая драма («Милость Божья» неизвестного автора, «Владимир» Ф. Прокоповича). Понятие классицизма.

3.  Интермедии социального и бытового характера.

4.  Вертепная драма.

5.  Значение древнеукраинской драматургии для становления и развития драматургии в новой украинской литературе. Установка к работе: во время урока ученики делают записи в тетради или в виде тезисов, или конспектируют.

3. Лекция учителя.

«Становление и развитие давней украинской драматургии. Основные ее жанры» (сопровождается комментированием опорной схемы (дополнение к уроку), работой над новыми терминами).

ІІІ. Определение идейно-художественного содержания исторических драм «Милость Божья» и «Владимир».

1.   Словарная работа.

(Вся словарная работа проводится с помощью компьютера). Историческая драма - драма, в которой отображены события исторического прошлого. Персонажами ее являются преимущественно исторические лица. В этих произведениях освещаются выдающиеся этапы общественной и государственной жизни. Герои действуют в сложных ситуациях, которые нуждаются в высоких моральных и гражданских качествах, принятие ими решений сопровождается переживаниями, раздумьями, нерешительностями.

Классицизм - направление в европейской литературе и искусстве ХVІІ - начала ХІХ ст., для которого характерна ориентация на античное искусство. Его особенностью является рационализм (построение искусства по законам ума), что проявляется в стремлении к четкости, ясности, продуманности произведения, гармонии частей и целого. В драматургии классицизма властвовало правило трех единств: единство действия (последовательное развертывание одной сюжетной линии), единство места (неизменяемое место действия), единство времени (события происходят на протяжении одних суток). Жанры делились на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, в которых изображалась государственная жизнь, Действовали монархи, полководцы, мифологические герои) и «низкие» (басня, комедия, сатира, где действующими лицами были персонажи из народа). В украинской литературе классицизм не развился. Черты его проявляются в исторической драме Ф. Прокоповича «Владимир».

2.   Работа над содержанием драмы «Милость Божья» неизвестного автора.

1) Сообщение ученика.

«Милость Божья» - вершина древнеукраинской драматургии. Автор произведения неизвестен, но существует несколько предположений относительно авторства (Ф. Прокопович, преподаватели поэтики и риторики Киево-Могилянской академии Иннокентий Нерунович или Ф. Трофимович). Драма написана к 80-летию Освободительной войны 1648-1654 гг.

2) Беседа с учениками.

    О чем рассказывается в драме? (Б. Хмельницкий, прибыв на Запорожье, рассказывает побратимам-казакам о поругании, которое терпит народ от ляхов. Пьеса поражает изображением бедствия, которое веками терпел украинский народ от эксплуататоров. Это и является темой произведения). 
    Кого прославляет в своем произведении автор? Подберите соответствующие цитаты из произведения (Прославляется Б. Хмельницкий за героизм, готовность защищать родной край от чужестранцев). 
    Почему Хмельницкий оплакивает казацкую славу прошлых лет? 
        Раскройте аллегорический образ Украины. Определите ведущую идею произведения. (Вера в счастливое будущее Украины).
        Какие художественные средства использованы в произведении?

3. Работа над содержанием драмы Ф. Прокоповича «Владимир».

1) Беседа с учениками.

    По какой причине Ад насылает на землю Ярополка, чтобы активизировал жрецов Курояда, Жеривола, Пияра?
    Какими показаны языческие жрецы и почему именно такими?
        Почему Владимир чувствует себя неуверенно, совещается со своими сыновьями Глебом и Борисом, следует ли вводить христианство?
        Как относятся жрецы к разрушению капищ и внедрению христианства?
        Для чего в трагикомедию автор вводит образ апостола Андрея Первозванного?
        Определите тему драмы «Владимир» (изображение принятия христианства князем Владимиром) и главную мысль (защита и поддержка действий князя Владимира, а через эту ведущую идею - проекция во время, когда произведение было написано: защита реформ Петра І во имя прогресса, образования, культуры).
        Жанр произведения определен как трагикомедия. Почему?
            Найдите эпитеты, использованные писателем в произведении. С какой целью они употребляются?
            Какие черты классицизма имеет драма?

2) Дополнение учителя.

По мнению ученых, в драме имеются элементы не только классицизма, а и барокко (обращение к схеме «Барокко в украинской литературе»). Существует даже предположение, что это барочный классицизм.

Произведение имеет новаторский характер, ведь его автор впервые обратился к отечественной истории, высказал прогрессивные для того времени идеи. Вместо аллегорических образов на страницах произведения изображены живые люди.

 

После появления «Владимира» драматические произведения начали строиться по образцу его трагикомедии (пролог, 5 действий, эпилог, хор). Произведение привело в негодование представителей духовенства, так как они здесь были сатирически изображены (Курояд, Жеривол, Пияр).

IV. Обработка материала об интермедиях социального и бытового характера.

1. Словарная работа.

Интермедия (от лат.- «промежуточный», «средний») - комическая бытовая сценка, которая выполнялась в перерывах между действиями драмы на библейскую тему. Возникла в средневековом театре. Для интермедии характерны мотивы народных анекдотов, сказок, язык близкий к народному. Традиции продолжены в социально-бытовой комедии.

2. Самостоятельная работа учеников с учебником.

Обработка статьи об интермедиях социально-бытового характера.

3. Инсценирование отрывка из интермедии.

Можно использовать интермедию Я. Гаватовича (хрестоматия «Источники упруго бьют»).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Становление и развитие древнеукраиснкой драматургии