Т Шевченко «Завещание» Чувство поэта в отображении сложных явлений общественной жизни - сочинение

Цель:           ознакомить учеников с произведением Т. Шевченко «Завещание», сделать идейно-художественный анализ данной поэзии; определить, какие факты из жизни поэта положены в основу стиха; проследить, как в произведении раскрывается пламенная любовь автора к Украине, вера в революционное свержение самодержавия; развивать у учеников навыка выразительного чтения, культуру связной речи, умение логически мыслить, грамотно высказывать собственные мысли, чувство, наблюдение; воспитывать чувство уважения, любви к родному краю, его народу; интерес к следствиям собственной работы; прививать пунктуальность, стойкость, мужество, настойчивость.

Тип урока:      урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет Т. Шевченко, учебник, грамзапись стиха «Завещание», рисунки-иллюстрации к произведению; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II.  Проверка домашней задачи.

Опрашивание поэзии Т. Шевченко «Завещание» наизусть.

III. Актуализация опорных знаний, умений,
 представлений и чувствительного опыта с вопросами.

    Что вам известно о поэзии как литературном жанре? (Поэзия (от гр. poisis — творчество) — 1) Словесное художественное творчество; искусство художественного отображения действительности в словесных образах. 2) Произведения, написанные стихами, ритмизированным языком; противоположное - проза. 3) Отдельное произведение, написанное ритмизированным языком; стих). 
    Какие поэтические произведения вы знаете? 
        К какому роду художественной литературы принадлежат поэтические произведения? (Лирика). 
        Назовите художественные средства, которые художники слова чаще всего применяют в своих произведениях. 
        В какую историческую эпоху жил и создавал Т. Шевченко? 
        За что Т. Шевченко преследовался царской властью? 
            Кто такие были революционеры? Можно ли Т. Шевченко назвать революционером?
            Почему писатель избрал путь бунтарства?
            Из-за чего Т. Шевченко называют Кобзарем?
                Объясните этимологию слова «Кобзарь», сделайте его словообразовательный анализ.


IV. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности школьников.

V. Основное содержание урока.

2.  Выразительное чтение наизусть учителем стиха «Завещание» или прослушивания поэзии в грамзаписи.

3.  Особенности выразительного чтения произведения «Завещание». Как необходимо читать такую поэзию?

Сначала тихо, медленно и кротко, с грустью, доверчиво. По мере приближения к концу первой спаренной строфы голос читающего крепчает, темп ускоряется. После слов «было видно» необходимо сделать паузу. Следующая сдвоенная строфа читается негромко (тише, чем конец предыдущей строфы), но взволнованно, а потому ускорено, последняя строка — резко. Последней строфе необходимо уделить больше всего внимания. Первые четыре строки нужно прочитать не быстро, но громко, страстно, призывно. Учитывая аллитерацию р, произносить этот звук с некоторым прижимом. Заключительные четыре строки читаются еще медленнее, тише, но торжественно, приподнято, приблизительно так, как читалось начало произведения.

4.  Тема: призыв к украинскому народу освободиться от кандалов самодержавия, бороться за свободную жизнь, отстаивать интересы простого люда.

5.  Идея: вера поэта в светлое будущее Украины.

6.  Основная мысль: изменить социальное устройство угнетаемых можно только революционным путем.

7.  Жанр: гражданская лирика, стих-завещание. Толкование слова «завещание»: а) официальный документ, который содержит распоряжение определенного лица относительно его имущества на случай смерти // Предсмертная воля; б) установка, приказ, данные последователям или потомкам // То, что вошло в традицию, установилось с давних времен; в) строгое правило поведения, неуклонная обязанность (заповедь).

8.   Композиция.
По форме своей «Завещание» — монолог лирического героя. Он состоит из шести строф, которые объединены попарно и потому образовывают будто три степени, три градации, каждая из которых имеет свою отдельную ведущую мысль, свой ритм и свою интонацию. В то время все они объединены в одну гармоничную целостность.

 

 

Это развитие-переживание лирического героя о судьбе народа. В развертывании сюжета можно выделить три части, связанные между собой с помощью интонаций.

Первые слова «Завещания» поражают своей предельной простотой, даже будничностью. Здесь нет и следа «декларативности». Поэт от лица лирического «Я» высказывает свою последнюю волю.

Будто отец собрал сыновей перед смертью и кротко, спокойно, без сожаления и вздохов, как когда-то загадывал им очередную работу, ныне просит с едва заметной кручиной похоронить его, как следует.

Но в этой простоте - глубина мысли и образа. Несколькими обычными словами нарисована целая картина.

Вместе с собой поэт силой поэтического слова поднял своих читателей на такую высоту, откуда они осматривают Украину из конца в конец, ощущают себя хозяевами этой красоты, этого величия и сознают гражданскую ответственность за судьбу родной Отчизны.

Символическими являются пейзажные детали: ревущий Днепр, широкая степь, широкополые поля,- так как они - свидетели «казацкой славы». Быть похороненным «на могиле» - означает найти последний приют на казацком кургане и разделить участие защитников родного края. Поэтому начало поэзии свидетельствует о неотделимости фигуры поэта от Украины.

В двух следующих парах строф поэт уже думает не о себе, не о своей смерти, а думает и беспокоится за судьбу родного народа, его будущее. Ощущается волнение автора: строки здесь более энергичные, порывистые, с недоговоренностями. Если произойдет так, что Днепр «понесет из Украины в синее море кровь...», т.е. когда будут уничтожены все палачи его народа, а трудящиеся станут свободными и счастливыми, он готов полететь из признательности к богу и молиться ему, а значит, и верить в него.

Связав первые две строфы с третьим словом «похороните», Шевченко обращается к родному народу с приказом-советом революционного свержения существующего порядка:

 

...вставайте, Кандалы порвите И вражеской злой кровью Волю окропите.

Строки эти - взрыв страсти поэта, его самое большое желание, осуществлению которого он отдал все силы и помыслы. Это программа его жизни, за выполнение которой он мужественно боролся. Умирая (как он думал) и не успев увидеть свой народ свободным, он хочет, чтобы хотя после смерти осуществилась его мечта. Поэт-Трибун прямо говорит народу, что порвать кандалы неволи (символ социального и национального гнета) можно только путем вооруженной борьбы, в которой прольется кровь. Но это будет справедливая война: эпитеты «вражеская злая кровь» указывают прямо, что речь идет о тиранах-царях, господ-крепостников и других угнетателей трудящихся. Иначе господа никогда не отдадут своей власти.

Заканчивается «Завещание» очень оригинально. В последней строфе личные и гражданские мотивы сливаются в одни. После эмоциональной вспышки-призыва ощущается спад напряжения и переход к личному миру поэта, его мечтаниям, непоколебимой веры, что народ выстроит новое общество - «большую семью, свободную, новую».

И вот в этом прекрасном обществе, за которое боролся и страдал поэт, пусть не забудут его. Пусть иногда мать-отчизна вспоминает «незлым тихим словом» своего верного сына. Это вторая его личная просьба. И очень скромная. В одном из вариантов было «тихим добрым словом», но поэт заменил «добрым» на «незлым».

10. Обсуждение содержания поэзии с вопросами.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Т Шевченко «Завещание» Чувство поэта в отображении сложных явлений общественной жизни