Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Т Шевченко «Тополь» Романтическая идея вечности настоящей любви красоты верности
Т Шевченко «Тополь» Романтическая идея вечности настоящей любви красоты верности - сочинение


Утверждение в трагедии «Ромео и Джульетта» величия красоты настоящей любви, ее способности подняться над развратом и враждой мира
Идея вечности в стихотворении Г. Аполлинера «Мост Мирабо»
Романтическая повесть-сказка о возвышенной любви



Цель: продолжить знакомить школьников с творчеством выдающегося Кобзаря, сосредоточив внимание на его романтическом произведении «Тополь»; определить его идейно-тематическую направленность, проанализировать сказочно-фантастические мотивы, художественные средства, внутренний мир героев; развивать активный словарь школьников, внимание, память, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения, формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать у учеников любовь к родной литературе; уважение к творчеству Т. Г. Шевченко; прививать интерес к последствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Т Шевченко, библиотечка его произведений, рисунки-иллюстрации к балладе «Тополь»; дидактический материал (тестовые задачи, карточки), грамзапись или аудиозапись текста баллады.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Викторина «что мне известно о Т. Шевченко?»

• Когда и в какой области родился Т Шевченко? (09.03.1814 г., Черкасской).

• Семья Тараса переехала в село Кирилловку, когда ему исполнилось... (2 года).

• Село, которое писатель считал своей родиной. (Моринцы).

• Сызмала у Тараса проявились способности к... (Живописи).

• Назовите 2-3 деятеля культуры, которые активно участвовали в выкупе Тараса Григорьевича из крепостничества. (К. Брюллов, В. Жуковский, О. Венецианов, В. Григорьевич, Е. Гребенка).

• В каком учреждении учился будущий писатель, получив волю? (Академии искусств).

• Название поэтического сборника Т. Шевченко, которое было напечатано в 1840 г. («Кобзарь»).

• Т. Шевченко был удостоен серебряной медали второй степени Академии за картину... («Мальчик-Нищий, который дает хлеб собаке»).

• Где мечтал Т. Шевченко поселиться и жить среди родного народа? (Над Днепром).

• Название горы по определению народа, где был перезахоронен Т. Шевченко. (Тарасова).

• Как имя великого Кобзаря чтится сейчас? (Построены памятники, открыты музеи, могила поэта - заповедник, имя поэта присвоено учебным заведениям, научным учреждениям, театрам, улицам, бульварам, площадям, пароходам и т.п.).

• По решению какой организации юбилей поэта отмечается почти во всех государствах мира? (ЮНЕСКО).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

Есть разное лекарство от любви,

но нет никаких надежных.

Ф. Ларошфуко.

1. Теория литературы.

1.1. Баллада (фр. вallade, от провансальского balada - танцевать) - небольшое по размеру лироэпическое произведение фольклорного происхождения на легендарную или историческую тему, с драматически напряженным сюжетом. В нем, как правило, идет повествование о чем-то необыкновенном, исключительном, героическом. Особенности баллады как жанра художественной литературы:

• реальное часто объединяется с фантастическим;

• небольшое количество персонажей;

• подчеркнутая обобщенность;

• отсутствие детализации;

• сжатость в изложении материала;

• «магическая» музыкальность.

1.2. Романтический пейзаж (фр.— местность, страна) — описание, изображение природы, естественных явлений, видов в художественном произведении, а также создает природу могущественную, буйную, бушующую или служит одним из средств создания местного колорита с помощью разных средств: эпитетов; сравнений, метафор и т.п. Пейзаж, в отличие от художественного, воссоздает также движения, звуки, запахи и т.п.

1.3. Метаморфоза — преобразование, изменение чего-нибудь.

1.4. Мотив в художественном произведении - (фр. - движение) простая динамическая смысловая единица рассказа в произведении. Комбинация нескольких мотивов составляет фабулу.

1.5. Романтический герой - герой романтического произведения, который страдает от отчуждения, от невозможности изменить свое положение и окружающий мир. Он идеальный: красивый внешне и внутренне, осуществляет поступки в соответствии со своими идеалами, жертвует собой во имя этих идеалов и людей, общества, которому он не нужен.

2.11. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Какое значение имеет пейзаж в начале произведения?

• Что символизирует тополь? Назовите известные вам образы-символы.

• Опишите внешность девушки.

(...чернобровая...

Карие глаза,

Белое личико краснеет - ...).

• О чем оно свидетельствует?

• Как Т. Шевченко описывает искренность чувств молодожена?

• Какие страдания испытала молодица, когда казак оставил ее?

(«Не поет чернобровая

...Белым светом томится:

Без милого отец, мать -

Как чужие люди, без милого солнце светит -

Как враг смеется,

Без милого везде могила...

А сердечко бьется»).

(«Сохнет она, как цветочек...»).

• Почему мать волновалась за судьбу дочери?

• Что вам известно о свадебном обряде сватанья?

• Для чего мать решила поженить свою дочь с богатым и одиноким старцем? Как к этому отнеслась девушка?

• Почему молодица обратилась к ворожее? Принадлежит ли ворожея к представителям нечистой силы?

• Можно ли считать данное произведение предостережением для молодых девушек?

• С какой целью Т. Шевченко использует прием контраста? Как это указано в произведении?

• Можно ли считать любовь между главными героями произведения пылким? Свои соображения обоснуйте.

• Чему учит нас эта баллада? Случаются ли в жизни ситуации, изображенные в произведении? Ответ мотивируйте.

• Какие черты характера присущи молодице? Ответ оформите письменно в тетради, применяя приемы «Домино», например: верность в любви, искренность в чувствах, целеустремленность, свободолюбие...

2.1.2. Художественные особенности произведения.

Метафоры: «ветер воет, гуляет..», «море синеет», «сердце ноет», «бедствие... встретится», «сердце знает», «личико краснеет», «брови полиняют», «сердечко млело», «слышало сердце недоленьку», «сердечко бьется», «стань месяц среди неба».

Сравнение: «поле, как то море», «одна, как сирота», «воркует, как голубка без голубя», «солнце светит - как враг смеется», «сохнет..., как цветочек», «пошла старая, будто чернильница», «полетела, будто на крыльях».

Повторы: «одна, одна...», «...пала, пала, стала...», «плавай, плавай, лебедь».

Эпитеты: «белое личико», «карие глаза», «истинная правда».

Обращение: «Легче, мама, в гробу лежать», «Бабусенька, голубонька, сердце мое, мамочка», «Сделай, моя птичка!». «Хорошо, дочь...», «Спасибо, бабушка», «Плавай, плавай, лебедь!», «Скажи, мое сердце!», «Мама моя!.. доля моя!», «Бог милый, бог!», «Посмотри, тополь!», «Расти же, сердце-тополь!..», «Не знайте, девушки!», «Так как не долго, чернобровые!».

V. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

1. Где рос тополь?

а) неподалеку от реки; б) край дороги возле поля; в) на плотине.

2. Поле, широкое, зеленое, сравнивается с: а) морем; б) океаном; в) ковром.

3. Тополь в произведении назван:

а) тонким и гибким; б) молодым и цветущим; в) чернявым и красивым.

4. К кому поэт обращается в своем произведении?

а) Девушкам-Молодицам; б) ребятам-казакам ; в) всему украинскому народу.

Похожие сочинения


Утверждение в трагедии «Ромео и Джульетта» величия красоты настоящей любви, ее способности подняться над развратом и враждой мира
Идея вечности в стихотворении Г. Аполлинера «Мост Мирабо»
Романтическая повесть-сказка о возвышенной любви

ТОП 3 популярных


  1. У войны не женское лицо сочинение
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее