Украинская литература Ренессанса и барокко - сочинение

Ренессанс (или эпоха Возрождения) - направление в искусстве, которое возникло в Италии в ХI ст. и распространилось в Англии, Франции, Германии и других странах Европы.

Идеологической основой Ренессанса стали концепции гуманизма (с лат. - человечный) и реформации (движение за обновление церкви). Гуманизм и реформацию объединяла критика средневековья и католической церкви.

Основная черта: в произведениях отображен интерес к практическим знаниям, а также к материально-бытовой, социально-экономической жизни человека.

Основная проблема: освобождение человека от чрезмерного церковного контроля.

Решение проблемы: появляются новые темы, мотивы (бытовые, пейзажные, эротические), идеализируются сила, активность человека. Латынь уступает место национальным языкам. Наука и искусство постепенно начинают отделяться от церкви.

Мировоззрение: изменяется с догматически-церковного на естественно-научное. Природа становится предметом научного исследования. Идеал видится во всесторонне  развитой личности человека.

Темы для своих произведений писатели брали из современной им жизни и в основном правдиво отображали ее. Для художественного воспроизведения они подбирали из окружающей действительности соответствующий материал: трагические события, проявления страдания людей от правительственных притеснений, чиновничьего беззакония, неустроенности быта, разных неудач и т.п.

Герои этих произведений - выходцы из всех слоев общества, но, как правило, обозначенные психической неуравновешенностью, болезненными или низкими страстями, пронизанные настроениями обреченности.

Для композиции произведений барокко характерны динамичность, напряженность развития событий, усложненность сюжета и вместе с тем слабость связи между его частями, неожиданные повороты действия, внезапные переходы от одной мысли к другой, временами противоположной по смыслу, стремление совмещать несовместимое: реальное и фантастическое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, добро и зло.

Черты барочной украинской литературы.

•          Центральное место отводится Богу.

•          Религиозная окраска всей культуры.

•          Усиление роли церкви и государства.

•          Попытка соединить античность с христианством.

•          Культ «сильного и высшего человека» для службы Богу.

•          Подвижность, динамизм, потребность в движении, изменению, трагическом напряжении и катастрофе.

•          Страсть к смелым комбинациям, к авантюре, чудному, необыкновенному.

•          Не пугается наиболее решительного натурализма, изображение природы в ее суровых, часто неэстетичных чертах.

•          Рядом с изображением полной жизни есть и влюбленность в тему смерти.

•          Стилистические черты: стремление к преувеличению, гиперболы, антитезы, метафоричность языка, обремененность формальными элементами.

            Жанровое разнообразие барокко.

•          Полемическая литература (произведения И. Вишенского).

•          «Низкие» комедийно-юмористические жанры (школьная драма, «рождественские» и «пасхальные» стихи-травестии).

•          «Средние», «высшие» жанры — риторическая проза (Клирик Острожский, Мелентий Смотрицкий, Кирилл Транквилион-Старовецкий).

•          Эпиграмматическая поэзия (Лазарь Баранович, циклизированный сборник Климентия Зиновьева, эпиграммы Ивана Величковского).

•          Ораторская проза (проповеди Ионакия Галятовского, Дмитрия Туптала, Стефана Дворского).

•          Эмблематическая литература (Г. Сковорода в прозаических диалогах, стихах делал наглядным абстрактные понятия и идеи).

•          Историко-мемуарная проза (черты «театральности», риторичность описания в «Летописи» Самойла Величко, «История Русов»).

•          Песенно-личная барочная лирика («этикетная» панегирическая поэзия в честь титулованных лиц, светская лирика, элегия, песня).

Значение барокко как творческого метода в украинской литературе.

Ценнейшие достояния барокко - гуманизм, углубленность во внутренний мир человека, нетерпимость к злу во всех его проявлениях, яркость изложения художественного материала, динамизм развития сюжета, распространение возможностей изобразительно-выразительных средств, продуктивное словообразование и т.п. - были усвоены художниками следующего времени.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Украинская литература Ренессанса и барокко