Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Украинские народные сказки (с элементами Компаративистики)
Украинские народные сказки (с элементами Компаративистики) - сочинение


Украинские народные традиции и верования в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Народные сказки о животных
Народные сказки. Самостоятельное составление сказок



Цель: дать ученикам понятия о сказке как фольклорном жанре, ознакомить с особенностями строения народной сказки, с содержанием сказки; учить работать со словами-синонимами; сравнить украинские и русские одноименные сказки; развивать умение выразительно читать народную сказку; высказывать собственные суждения о ее содержании; воспитывать желание создавать добро, жить честно. Тип урока: комбинированный. Оборудование: «кирпичики» (бумажные заготовки) для схемы «Строение сказки». Ход урока. І. Мотивационный этап. 1. Выяснение эмоциональной готовности к уроку (пригласить друг друга в мир сказки). 2. Актуализация опыта. Незаконченное предложение: «Больше всего я люблю, как мама рассказывает сказку о...». 3. Актуализация опорных знаний. • Какие рассказы мы называем сказками? Кто может быть героем сказки? (Те, в которых речь идет о выдуманных событиях; героями в них могут быть и животные, и растения, и предметы, и явления природы и т.п.). • Что означают понятие «реальность» и «нереальность»? Какие похожие слова можно подобрать к ним? (То, что может происходить в жизни,— действительность; чего не может быть — фантастичность). Правильно. Слова реальный и действительный — синонимы, и нереальный и фантастический — синонимы. ІІ. Определение цели. Вы много сказок прочитали, много еще прочитаете, а сегодня мы выясним, какие сказки называются народными, какие разновидности и темы народных сказок, какое строение сказки. Проявим, чему учат народные сказки, а именно сказка «О правде и несправедливости». III. Обработка учебного материала. 1. Работа в тетрадях. Запись даты и темы урока. 2. Слово учителя. Слово «сказка» вызывает у каждого человека (и маленького, и взрослого) приятные чувства, тепло в душе. Как вы думаете, почему? (Так как в сказках добро всегда побеждает зло). Действительно, с детства мамы, отцы, бабушки и дедушки вводили нас в удивительный мир, в котором добро обязательно побеждало зло. Сказки делятся на народные и авторские. Как вы думаете, почему? (Народные - составленные народом; авторские имеют конкретного автора). Кто является героями сказок? (Героями могут быть люди, звери и фантастические существа). 3. Запись в тетради. Сказка - повествовательный жанр устного народного творчества, преимущественно небольшой по размеру, в котором речь идет о выдуманных событиях. Особенности народной сказки: автор — коллективный (народ); существовала в устной форме; может иметь много вариантов. Сказки бывают о животных, социально-бытовые и фантастические. 4. Устное объяснение учителя. Те сказки, в которых главные герои - звери, птицы, насекомые, рыбы и т.п., называются сказками о ... (животных). Те, в которых происходят фантастические преобразования, есть волшебные предметы, называются ... (фантастическими). А сказки, сюжеты которых взяты из повседневной жизни, в них рассказывается об отношениях между людьми и решаются моральные проблемы, называются (социально-бытовыми). 5. Беседа. • Какими словами чаще всего начинаются сказки? ( Жили-были, в одном царстве...). Да, начала во всех сказках очень похожие. Такое начало называется «зачин». Кроме основной части, в которой излагается содержание сказки, есть еще «концовка», которая тоже почти во всех сказках подобная. • Вспомните, как часто заканчиваются сказки? (Герои женятся, добро побеждает зло, все живут-поживают и добра наживают). 6. Макет «Строение сказки». Запись строения сказки в тетрадь. 1. Зачин. 2. Основная часть. 3. Концовка. 7. Работа над текстом сказки. Дома вы читали сказку «О правде и несправедливости», а на сегодняшнем уроке выучили строение сказки. Скажите, где в этой сказке зачин? (Жили когда-то два брата..). Кто главные герои сказки? О чем они заспорили? (Главные герои - дядя и племянник; заспорили о том, чем в мире лучше жить - правдой или несправедливостью). Кого встретили на своем пути? Какие ответы слышали от подорожных? (Мужчина с заработков, господин и поп). Чем закончился спор между дядей и племянником? (Племянник проиграл спор). Какой фантастический элемент встречается в этой сказке? (Встреча с чертями). 7. Межпредметные связи. Уроки народоведения вводили вас в мир верований давних украинцев. В какие силы верили наши предки? (Добрые и злые; святую и нечистую силы). А встречаемся ли мы в этой сказке с представителями одной из этих сил? (Да, с представителями нечистой силы — чертями). Как они навредили людям? Найдите, как об этом говорится в тексте. Кто помог людям и как? (Дети зачитывают из текста ответы). Встретился ли племянник с дядей? При каких обстоятельствах? (Дядя приехал торговать в город, в котором правил племянник). Какие черты характера проявились при встрече племянника-короля и дяди-купца? (У племянника - щедрость, умение прощать образы (синоним – не злобность); у дяди - зависть). Как заканчивается сказка? (Желание дяди разбогатеть нечестным путем заканчивается для него трагедией: черти повесили его). Чему она нас учит? (Необходимо верить в правду, жить честно, не становится на путь несправедливости. Делать добро людям, выручать их из беды. Никогда не завидовать людям и достигать всего в жизни своей работой). На уроке зарубежной литературы мы выучили русскую сказку «Правда и Несправедливость». Кто главные герои в этой сказке? (Правда и Несправедливость). О чем заспорили Правда с Несправедливостью? У кого спрашивали советы? Какие ответы услышали от писаря и судьи? (Советы спрашивали у судьи и писаря, которые сказали, что лучше жить несправедливостью). Кто помогает Несправедливости, с кем она водится? (С нечистой силой). Как побеждает Правда Несправедливость и чем заканчивается сказка? (Царь оставляет Правду у себя в доме и отдает за него свою дочь). К какому виду сказок принадлежит сказка? (К социально-бытовым, так как именно в таких сказках героями выступают образы Правды и Несправедливости). 9. Итог учителя. Как в украинской, так и в русской сказке главные герои спорят о том, чем лучше жить на свете - правдой или несправедливостью, так как этот вопрос вечный и ответ на него искали и ищут люди разных народов. Выводы же в обеих сказках одинаковые. Скажите, какие они? (Лучше на свете жить правдой). Во что верит коллективный автор — народ? (И украинский, и русский народ верит в победу правды на свете, хотя каким бы трудным и тернистым не был ее путь). IV. Применение изученного. Работа в группах. Группа І — « Исследователи-Литературоведы». Доказать, что прочитанные произведения — сказки. Группа ІІ — «Психологи». Убедить героев, которые встречались в начале сказки «О правде и несправедливости», в том, что жить лучше правдой, чем несправедливостью. Группа ІІІ — «Статисты». Какое магическое число, где и сколько раз встречается в сказке? V. Рефлексивно-Оцениваемый этап. - Что вам понравилось на уроке? Какой вывод сделали после анализа сказок? VI. Домашняя задача. Группа 1: составить план сказки. Группа 2: подобрать пословицы и поговорки, в которых говорится о правде и несправедливости и записать их в тетрадь. Группа 3: записать собственные суждения о правде и несправедливости в современной жизни. Для всех: прочитать сказку «Мудрая девушка».

Похожие сочинения


Украинские народные традиции и верования в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Народные сказки о животных
Народные сказки. Самостоятельное составление сказок

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее