Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Украинские народные сказки (с элементами Компаративистики)
Украинские народные сказки (с элементами Компаративистики) - сочинение


Украинские народные традиции и верования в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Народные сказки о животных
Народные сказки. Самостоятельное составление сказок


Цель:  дать ученикам понятия о сказке как фольклорном жанре, ознакомить с особенностями строения народной сказки, с содержанием сказки; учить работать со словами-синонимами; сравнить украинские и русские одноименные сказки; развивать умение выразительно читать народную сказку; высказывать собственные суждения о ее содержании; воспитывать желание создавать добро, жить честно.

Тип урока:      комбинированный.

Оборудование:   «кирпичики» (бумажные заготовки) для схемы «Строение сказки».

Ход урока.

І. Мотивационный этап.

    1.   Выяснение эмоциональной готовности к уроку (пригласить друг друга в мир сказки).
    2.   Актуализация опыта.

Незаконченное предложение: «Больше всего я люблю, как мама рассказывает сказку о...».

3. Актуализация опорных знаний.

• Какие рассказы мы называем сказками? Кто может быть героем сказки?

(Те, в которых речь идет о выдуманных событиях; героями в них могут быть и животные, и растения, и предметы, и явления природы и т.п.).

• Что означают понятие «реальность» и «нереальность»? Какие похожие слова можно подобрать к ним? (То, что может происходить в жизни,— действительность;
 чего не может быть — фантастичность).

Правильно. Слова реальный и действительный — синонимы, и нереальный и фантастический — синонимы.

ІІ. Определение цели.

Вы много сказок прочитали, много еще прочитаете, а сегодня мы выясним, какие сказки называются народными, какие разновидности и темы народных сказок, какое строение сказки. Проявим, чему учат народные сказки, а именно сказка «О правде и несправедливости».

III. Обработка учебного материала.

    1.   Работа в тетрадях. Запись даты и темы урока.
    2.   Слово учителя.

Слово «сказка» вызывает у каждого человека (и маленького, и взрослого) приятные чувства, тепло в душе.

    Как вы думаете, почему? (Так как в сказках добро всегда побеждает зло). 
        Действительно, с детства мамы, отцы, бабушки и дедушки вводили нас в удивительный мир, в котором добро обязательно побеждало зло. 
        Сказки делятся на народные и авторские. 
            Как вы думаете, почему? (Народные - составленные народом; авторские имеют конкретного автора).
            Кто является героями сказок? (Героями могут быть люди, звери и фантастические существа).

3.   Запись в тетради.

Сказка - повествовательный жанр устного народного творчества, преимущественно небольшой по размеру, в котором речь идет о выдуманных событиях. Особенности народной сказки:

    автор — коллективный (народ);
    существовала в устной форме;
    может иметь много вариантов.

Сказки бывают о животных, социально-бытовые и фантастические.

4. Устное объяснение учителя.

Те сказки, в которых главные герои - звери, птицы, насекомые, рыбы и т.п., называются сказками о ... (животных).

Те, в которых происходят фантастические преобразования, есть волшебные предметы, называются ... (фантастическими).

А сказки, сюжеты которых взяты из повседневной жизни, в них рассказывается об отношениях между людьми и решаются моральные проблемы, называются (социально-бытовыми).

5. Беседа.

• Какими словами чаще всего начинаются сказки? ( Жили-были, в одном  царстве...).

Да, начала во всех сказках очень похожие. Такое начало называется «зачин». Кроме основной части, в которой излагается содержание сказки, есть еще «концовка», которая тоже почти во всех сказках подобная.

• Вспомните, как часто заканчиваются сказки? (Герои женятся, добро побеждает зло, все живут-поживают и добра наживают).

 

6. Макет «Строение сказки». Запись строения сказки в тетрадь.

1.  Зачин.

2.  Основная часть.

3.  Концовка.

7. Работа над текстом сказки.

Дома вы читали сказку «О правде и несправедливости», а на сегодняшнем уроке выучили строение сказки.

    Скажите, где в этой сказке зачин? (Жили когда-то два брата..).
        Кто главные герои сказки? О чем они заспорили? (Главные герои - дядя и племянник; заспорили о том, чем в мире лучше жить - правдой или несправедливостью).
        Кого встретили на своем пути? Какие ответы слышали от подорожных? (Мужчина с заработков, господин и поп).
        Чем закончился спор между дядей и племянником? (Племянник проиграл спор).
        Какой фантастический элемент встречается в этой сказке? (Встреча с чертями).

7. Межпредметные связи.

    Уроки народоведения вводили вас в мир верований давних украинцев.
    В какие силы верили наши предки? (Добрые и злые; святую и нечистую силы).
        А встречаемся ли мы в этой сказке с представителями одной из этих сил? (Да, с представителями нечистой силы — чертями).
        Как они навредили людям? Найдите, как об этом говорится в тексте.
        Кто помог людям и как? (Дети зачитывают из текста ответы).
             Встретился ли племянник с дядей? При каких обстоятельствах? (Дядя приехал торговать в город, в котором правил племянник).
            Какие черты характера проявились при встрече племянника-короля и дяди-купца? (У племянника - щедрость, умение прощать образы (синоним – не злобность); у дяди - зависть).
            Как заканчивается сказка? (Желание дяди разбогатеть нечестным путем заканчивается для него трагедией: черти повесили его).
            Чему она нас учит? (Необходимо верить в правду, жить честно, не становится на путь несправедливости. Делать добро людям, выручать их из беды. Никогда не завидовать людям и достигать всего в жизни своей работой).
                На уроке зарубежной литературы мы выучили русскую сказку «Правда и Несправедливость».
                Кто главные герои в этой сказке? (Правда и Несправедливость).
                    О чем заспорили Правда с Несправедливостью? У кого спрашивали советы? Какие ответы услышали от писаря и судьи? (Советы спрашивали у судьи и писаря, которые сказали, что лучше жить несправедливостью).
                    Кто помогает Несправедливости, с кем она водится? (С нечистой силой).
                        Как побеждает Правда Несправедливость и чем заканчивается сказка? (Царь оставляет Правду у себя в доме и отдает за него свою дочь).
                        К какому виду сказок принадлежит сказка? (К социально-бытовым, так как именно в таких сказках героями выступают образы Правды и Несправедливости).


9. Итог учителя.

    Как в украинской, так и в русской сказке главные герои спорят о том, чем лучше жить на свете - правдой или несправедливостью, так как этот вопрос вечный и ответ на него искали и ищут люди разных народов. Выводы же в обеих сказках одинаковые.
    Скажите, какие они? (Лучше на свете жить правдой).
        Во что верит коллективный автор — народ? (И украинский, и русский народ верит в победу правды на свете, хотя каким бы трудным и тернистым не был ее путь).

IV. Применение изученного.

Работа в группах.

Группа І — « Исследователи-Литературоведы». Доказать, что прочитанные произведения — сказки.

Группа ІІ — «Психологи». Убедить героев, которые встречались в начале сказки «О правде и несправедливости», в том, что жить лучше правдой, чем несправедливостью.

Группа ІІІ — «Статисты». Какое магическое число, где и сколько раз встречается в сказке?

V. Рефлексивно-Оцениваемый этап.

- Что вам понравилось на уроке? Какой вывод сделали после анализа сказок?

VI. Домашняя задача.

Группа 1: составить план сказки.

Группа 2: подобрать пословицы и поговорки, в которых говорится о правде и несправедливости и записать их в тетрадь.

Группа 3: записать собственные суждения о правде и несправедливости в современной жизни.

Для всех: прочитать сказку «Мудрая девушка».


Похожие сочинения


Украинские народные традиции и верования в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Народные сказки о животных
Народные сказки. Самостоятельное составление сказок

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее