Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Условность в балладе тревога за женскую судьбу («Причинная» «Лилея») Урок с использованием критического мышления
Условность в балладе тревога за женскую судьбу («Причинная» «Лилея») Урок с использованием критического мышления - сочинение


Б. Лепкий «Цвет счастья». Урок с применением технологии критического мышления
Краткий сюжет романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с использованием стихотворных вставок
Сценарий внеклассного мероприятия. «Материнская тревога не спит…» (По произведениям Дмитрия Иванова)


Цель:             раскрыть мастерство поэта как гениального выразителя народного образного сознания, ознакомить учеников с содержанием произведений балладного жанра, углубить знания о балладе; развивать навыки анализа лирического произведения, определять стихотворный размер, художественные средства; воспитывать чувство сопереживания; любовь к красоте, осмыслению ценности человеческой жизни.

Форма проведения: урок с использованием технологии критического мышления.

Оборудование: компакт-диск «Кобзарь» Тараса Шевченко.

«Причинная» - это первое его [Т. Шевченко] колдовство.

Это... невероятная магия - мир музыки в слове.

Музыка между словами - мир загадочный и неуловимый,

как сам феномен «Причинной» - завороженной девушки,

которая разминулась со своей судьбой.

Е. Сверстюк.

Ход урока.

І. Объявление темы, цели, задач урока. Словарная работа.

Условность — важное средство образной выразительности, которая не противостоит жизненной правде, а углубляет ее понимание. К числу литературных условностей принадлежит символика, гротеск, гипербола, фантастика (Лесин В. М. Литературоведческие термины.- К., 1985).

Баллада (фр. ballar — танцевать) — небольшое лиро-эпическое произведение сказочно-фантастического, легендарно-исторического или героического содержания с драматически напряженным сюжетом (Лесин В. М. Литературоведческие термины.- К., 1985).

ІІ. Актуализация.

1. Вступительное слово учителя.

Тарасу шел 23 год. Сейчас в этом возрасте молодые люди уже заканчивают обучение, начинают самостоятельную жизнь, а кто-то и вступает в брак. Шевченко же был еще крепостным, его судьба ему не принадлежала, она была в руках другого человека - господина Энгельгардта.

Тарас любил романтическую поэзию и читал украинских поэтов-романтиков: П. Гулака-Артемовского, Л. Боровиковского, А. Метлинского.

Она отвлекала его от тяжелых жизненных реалий, помогала прийти в забвение в мечтах. Романтики изображали мир таким, каким его хотели видеть, они отмежевывались от грубой жизненной правды. Это не значит, что они создавали картины радостной, беззаботной жизни, нет! Картины человеческого горя, социальные или семейно-бытовые несправедливости тоже были предметом их изображения. А также поэты-романтики проявляли значительный интерес к прошлому своего народа, захватывались фольклором и старались использовать его сокровища. Хочу заметить, что в романтическом произведении все, как в реальном мире, но все немного непривычное. Мир природы видится укрупнено - будто сквозь увеличительное стекло. Все приобретает большие размеры: деревья становятся более могучими, леса становятся непроходимыми, реки становятся шире, звуки и запахи более резкими, человеческие чувства становятся более сильными.

Заметьте: прочитанные Тарасом поэзии украинских романтиков несли к нему образ Украины, пробуждали могущественное творческое воображение Шевченко, и он с особой выразительностью воссоздавал свои детские и подростковые впечатления о родном крае. В его воображении Украина возникала волшебной - всегда зеленой, теплой, с тихими замечтавшимися рощами, с чистыми и тихими водами, с ясными звездами, с девичьими и соловьиными пениями.

Украинские поэты-романтики любили жанр баллады, поскольку он был прекрасно приспособлен для выражения романтического мировоззрения. Поэтому и Тарас обратил внимание на него, и сегодня мы будем рассматривать романтические баллады «Причинная», «Лилея».

Вы можете спросить: имеем ли мы право так уверенно говорить, что молодой Шевченко знал произведения поэтов-романтиков и что именно они натолкнули его подвергнуть испытанию себя в этом жанре? Наука о литературе умеет доказывать влияние творчества одного писателя на другого путем сопоставления и анализа написанных ими литературных произведений. Итак, давайте и мы проведем такое исследование.

2. Исследовательская работа в парах.

1. Сравните начало баллады «Причинная» («Ревет и стонет Днепр широкий...») с началом баллады украинского поэта-романтика Льва Боровиковского «Молодица»:

 

    Ватагами ходили тучи, Между ними новолуние блуждало, Ветра в камышах бурхали, и Псёл стонал и клокотал. Шумели вербы...рвалась листва, Гудели ветра под мостом... На пне сидела молодица, Подперев щеку кулаком.

2. Исследуйте, что общего и отличного между этими двумя отрывками? Какой отрывок, по вашему мнению, является художественно более завершенный? Свой ответ мотивируйте.

Ответы учеников после обсуждения этого вопроса в парах. В обоих отрывках речь идет о пейзаже в романтическом стиле, но у Шевченко описание природы создают слова, которые несут большую экспрессию: ревет, стонет, сердитый ветер завывает, Днепр широкий, горами волны поднимает, наземь вербы гнет высокие. Шевченко читателя держит «в режиме» высочайшего напряжения, природа показана «интенсивнее», гиперболизированнее, чем у Боровиковского.

Хочется подчеркнуть, что живописная практика Шевченко проявилась во второй строфе:

    И бледный месяц на ту пору Из тучи выглядывал, Будто лодка в синем море То выныривал, то утопал.

А она требует целостного пейзажа: если изображена земля (Днепр, вербы), то необходимо изобразить и небо. Читатель и не догадывается, как его взгляд направляется с земли вверх, на небо. Этого не наблюдаем у Боровиковского.

Шевченко, в отличие от Боровиковского, сумел передать словами энергию возмущенного Днепра так, что эта картина сразу приобрела значение борьбы порабощенной нации, а образ Днепра стал символом Украины

Таким образом, разгул стихии, бунт в природе по аналогии порождает бунт в душе человека, порабощенной нации. Вот почему украинцы так любят этот отрывок и часто поют его. Кстати, мелодию на начальный фрагмент баллады написал композитор Данил Кридановский. Вот так образовалась песня «Ревет и стонет Днепр широкий», которая стала народной.

Прослушайте с компакт-диска «Тарас Шевченко, «Кобзарь» песню «Ревет и стонет Днепр широкий» в исполнении Национального заслуженного академического народного хора Украины им. Г. Верёвки.

 

3. Комментарий учителя.

1) Этот пейзаж выполняет функцию пролога ко всей балладе - готовит читателя к восприятию дальнейших событий, навевает настроение тревоги, ожидание беды.

2) Перед нами высокохудожественный текст, в котором каждое слово, каждый прием направлены на раскрытие идеи. Кроме того, авторская образность (зрительная, слуховая), здесь сливается с фольклорной.

4. Консолидация. Работа с текстом баллады» Причинная».

    Определите тему произведения (тема разлуки влюбленных, которая в разных вариантах встречается в народных песнях). 
    Какое содержание баллады: сказочно-фантастическое, легендарно-историческое или героическое? (Баллада близкая к реальной действительности. Фантастическими являются лишь образы русалок и эпизод, в котором рассказывается о том, как они защекотали девушку. Следующие картины (описание природы, возвращение казака, его смерти, выхода девушек в поле жать, похороны девушки и казака) - реалистические). 

Комментарий учителя.

Слово причинная означает состояние сумасшествия, вызванное чарами ворожеи. Она это сделала для того, чтобы облегчить страдание девушки, которую в прошлом году покинул казак, пообещав вернуться.

•  О каких народных обычаях и обрядах мы узнаем из баллады?
Исходя из определения жанра баллады, дайте ответ на

такие вопросы:

•  Можно ли сказать, что баллада наделена драматически напряженным сюжетом? Укажите на наиболее драматически-напряженные моменты сюжета, объясните, каким образом происходит драматизация сюжета.

Драматический сюжет имеет трагический финал - смерть девушки и казака.


Похожие сочинения


Б. Лепкий «Цвет счастья». Урок с применением технологии критического мышления
Краткий сюжет романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с использованием стихотворных вставок
Сценарий внеклассного мероприятия. «Материнская тревога не спит…» (По произведениям Дмитрия Иванова)

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее