Фольклорная основа и драматизм сюжета «Смерть матери Юговичей» - сочинение

Фольклорная основа и драматизм сюжета и признака фольклорного характера произведения

Цель: ознакомление с содержанием средневековой сербской баллады; работа над выразительным чтением баллады; усовершенствование навыков текстологического анализа баллады, раскрытие жанровых особенностей; применение повторений, символики чисел, монологов-обращений; воспитание культуры связной речи и выразительного чтения.

* Текст баллады прилагается. (См. дополнение).

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний учеников.

1.   Беседа по домашней задаче.

    Дать определение баллады как жанра (конкурс на лучшее определение).
    Какие мы знаем виды баллад?
    Как вы считаете, какие баллады возникают во время героической борьбы народа и почему литература откликается на события именно таким жанром?

2.   Сообщение учеников об исторических событиях на Косовом поле в 1389 г.
(битва болгар и сербов с турками, которая завершилась победой турок).

- Существует даже так называемый Косовский цикл баллад. Сегодня мы ознакомимся с одной из них - сербской народной балладой «Смерть матери Юговичей».

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1.   Чтение текста баллады учителем. Общее с учениками комментирование текста.

•        С чего начинается баллада?

(Песенное запение, Вступление. Имя героев Юговенки - это украинский восточнославянский вариант. Образование фамилии от лица отца (в украинском переводе 1876 г. Михаила Старицкого).

Для южных славян, в частности - сербов, характернее фамилия - Юговичи).

• Как вы считаете, зная уже, чем закончилась битва на Косовом поле,
будет ли оптимистичным содержание баллады?

2.   Чтение отрывка от фразы «Молит Бога Юговичей мать...»
до «да и возвратилась с ними...».

Можно ли, прочитав этот отрывок, сказать, что перед нами произведение, которое принадлежит к фольклорному жанру? Докажите свою мысль. (Повторение слов и словосочетаний, наличие постоянных эпитетов, символика числа 3: кони - соколы - львы; 3x3 = 9).

• Зачем во время рассказа о гибели даются такие замечательные выразительные
описания? (Смерть за Родину торжественная, трагедийность содержания получает высокое звучание).

• Почему мать оказалась на Косовом поле? Почему именно мать «не проронила
ни одной слезинки»?

3.   Чтение отрывка от фразы «а невестки видели мать дальше»
до «не проронила ни одной слезинки».

• Как встречают невестки и дети погибших?

(«Зарыдало девять сирот ревностно», «Закуковало вдов девять».

Внимание учеников обращается на повторение: «зарыдало... ревностно», на глагол «закуковало»: образ женщины, которая грустит о муже, издавна связан с образом кукушки).

• Почему мать снова «не проронила ни одной слезинки»?

4.   Чтение отрывка от фразы «В ночи-же, как по северу стало...»
до «не проронила ни одной слезинки».

• Как изменяется рассказ в балладе? Почему в рассказ включили диа лог? (Действие становится более напряженным, приобретает драматизм).

Внимание учеников сосредоточивается на обращении в диалоге: «Демьянова женщина», «Демьянова мать». Уточняется, почему в обращении подаются не собственные имена женщин, а упоминается об их родственных отношениях. Выясняется, о чем свидетельствует повтор и единое начало строк).

• Что является центром этого фрагмента:

«Конь... грустит... от сожаления ржет, что не привез домой»?

    Сравните три прочитанных рефрена баллады. Чем третий рефрен отличается от первого и второго? Почему употреблено уменьшительно-ласкательное слово «сердечко»?
    Почему во время первой встречи с мертвыми родными, при первом всплеске тоски вдов и сирот было легче сдержаться, чем тогда, когда от сожаления заржал конь?

5.   Чтение фрагмента от фразы «А рано начало светать» до конца

    В чем проявляется высокий драматизм отрывка?
    Сколько диалогов в этом фрагменте?

(Диалог матери и невестки.

Мать обращается к руке погибшего сына. Внимание учеников сосредоточивается на уменьшительно-ласкательных словах: «рученька», «ручка» (хотя речь идет о руке взрослого мужчины, воина), а также на сравнениях «яблоньки». Яблоки (плоды на дереве) олицетворяют сыновей - детей матери).

• Кто из членов семьи пережил наибольшую трагедию и почему?
(Наибольшую трагедию пережила мать, так как у нее «разбилось сердце от сожаления по
сыновьям, по девяти Югенко», да еще и «по десятому Юг-Богдану седом».
У невесток-вдов остались дети — мать же потеряла все. Она готова была к гибели воинов, но не смогла выдержать, что погибший сын разорван на кусочки...).

• Как вы считаете, почему этой балладе судилось пережить столетие? Можно ли считать это произведение лишь памяткой мировой культуры?

III. Работа над выразительным чтением баллады. Конкурс

выразительного чтения баллад или отрывков из баллад наизусть.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель. К каким выводам мы пришли сегодня на уроке?..

Даже если бы мы не обсуждали особенностей баллады, не подчеркивали бы значимость этого жанра в истории литературы примерами из текста, все равно после прочтения героических баллад становится понятным, что целью любого литературного произведения является стремление повлиять на сердце и ум, формировать личность читателя.

Кстати, этот текст сербской баллады, с которым мы работали, перевел на украинский язык известный поэт М. Старицкий, а на обложке книги сделана такая надпись: «Чистая выгода в пользу братьев-славян».

V. Домашняя задача.

Составить ответ-таблицу о разнице между фольклорным и литературным произведением. Выполнить письменно.

Критерии
	

Фольклорное произведение
	

литературное произведение
		
		
		

индивидуальная задача 2 ученикам: подготовить сообщение о Франсуа Вийоне.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Фольклорная основа и драматизм сюжета «Смерть матери Юговичей»