Французская литература Натурализм (Эмиль Золя (1840 1902)) - сочинение

Натурализм – литературное направление, наиболее ярко себя проявившее в последней трети 19 века, сформировавшееся в 1860-е годы. Можно сказать, что натурализм – это крайняя степень реализма, доведение принципа правдоподобия до предела.

Основные черты натурализма:

1) Натуралистичность - откровенное, подробное описание ранее запретных, жестоких, отвратительных, низменных или интимных сторон жизни. Эту черту унаследовали от натуралистов многие писатели 20 века, и именно в 20 веке она достигла своего предела, когда уже нет абсолютно никаких запретов для писателей.

2) Представление о литературе как о научном исследовании жизни.

3) Биологизм – объяснение всех социальных и духовных явлений, прежде всего черт характера человека, биологическими, физиологическими причинами. Натуралисты считали человека главным образом биологическим существом, животным, организмом. Это тот самый вульгарный материализм, что проповедовал Базаров. Натуралисты считали, что свободы  воли у человека нет. Все поступки  обусловлены, во-первых, врождёнными, наследственными чертами характера, темпераментом, а во-вторых, той внешней средой, к которой человеческий темперамент приспосабливается. Разумеется, сводить всё только к физиологии – это глупость, но огромной заслугой натуралистов было то, что они впервые при анализе человеческого поведения стали учитывать такой важнейший фактор как наследственность, который раньше вообще не брали в расчёт, объясняя всё только влиянием внешней среды. Человек уже рождается с определённым набором черт, способностей и недостатков, которые обуславливают его жизнь. За понимание этого лично я им очень благодарен, может быть, я тоже немного натуралист. Также натуралисты ярко и убедительно показали, как действительно сильно в людях животное биологическое начало.

Некоторые черты натурализма заметны в романе Флобера «Мадам Бовари» (1857). Первыми натуралистами считаются братья Гонкуры (Жюль и Эдмон), писавшие вместе, писатели, в честь которых названа самая престижная литературная премия Франции – гонкуровская. Они написали первый натуралистический роман «Жермини Ласерте» (1865).

Эмиль Золя (1840-1902)

Самый известный же французский натуралист и теоретик натурализма. Вообще же это один из самых замечательных, ярких писателей 19 века. Золя умел писать по-настоящему увлекательно, ярко, красочно. Его можно сравнить с Гюго. Вот отрывок из письма Флобера: «Вчера я весь день до полуночи сидел за вашей «Нана» (название романа). Я не спал всю ночь. Я просто ошеломлён. Если бы нужно было отметить всё, что есть там необычайного, сильного мне бы пришлось комментировать каждую страницу».

Первый значительный роман Золя и самый натуралистический из всех – «Тереза Ракен» (1867). Герои – люди простые с минимальным уровнем духовной, интеллектуальной активности, поэтому они вполне закономерно в романе показаны прежде всего как биологические особи, которыми движут инстинкты, обусловленные темпераментом.  «Я просто-напросто исследовал два живых тела, подобно тому, как  хирурги исследуют трупы» (из Предисловия к роману).

Это именно роман-исследование: каждое действие героев, всякая перемена в их жизни подробно проанализированы и объяснены с точки зрения физиологии и психологии, и это достаточно интересно.

Главная героиня – Тереза - женщина, сильный, страстный темперамент которой с детства был подавлен внешними обстоятельствами, и она казалась холодной, бесстрастной, вышла замуж за своего двоюродного брата, слабого, болезненного, равнодушного ко всему Камилла. Их поженила госпожа Ракен, мать Камилла. Но истинный темперамент Терезы проснулся неожиданно для неё самой, когда она встретила подходящего ей сильного мужчину Лорана, друга Камилла. Они стали любовниками и были счастливы друг с другом (правда, их общение ограничивалось только сексуальной сферой). Через некоторое время они лишились возможности встречаться, а жить друг без друга они не могли. Скоро у них родилась идея устранить единственное препятствие между ними, мужа. И во время катания по реке на лодке Лоран его утопил, так, что никто их не подозревал. Все считали это просто несчастным случаем. Лоран для опознания трупа Камилла несколько раз посещал морг, который Золя очень ярко и подробно впервые в мировой литературе описал. Самым страшным там был труп Камилла, долго пробывший в воде, позеленевший, распухший, полуразложившийся.

И вот, казалось бы, единственное препятствие для счастья любовников было удалено, но любовное наслаждение само собой исчезло, исчезла страсть, они её пытались искусственно разжечь, ничего не получалось. Им стало казаться, что между ними в постели постоянно лежит некто третий, труп Камилла. Труп видится им во всех тёмных углах. Они не могут спать, не могут нормально жить, они ненавидят друг друга, но не могут и разойтись. Сама их человеческая природа, психика и физиология не принимают убийства.

Госпожу Ракен разбивает паралич, она всё понимает, но не может говорить и двигаться. Лоран и Тереза, теперь муж и жена, при ней разговаривают о своём преступлении, обвиняют в нём друг друга. Госпожа Ракен невероятно страдает, узнав, кто убийцы её сына, но ничего не может сделать, а они этим наслаждаются. В конце концов оба не выдерживают и кончают жизнь совместным самоубийством. В романе много ярких необычных описаний, психопатологических ситуаций, но также очень много, слишком много неправдоподобного, неправдоподобно отвратительного. В описаниях мучений преступников Золя перешёл грань разумного правдоподобия. В целом роман производит крайне тяжёлое впечатление, в нём нет никакого просветления, хотя, казалось бы, преступники наказаны по закону высшей справедливости.

Один из важных выводов романа: подтверждение иррациональности, непредсказуемости человеческой природы. Убийцы предполагали, что их счастье продолжится,  а оно исчезло. Невозможно предвидеть реакции собственного организма. Человек сам для себя загадка.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Французская литература Натурализм (Эмиль Золя (1840 1902))