Чтение и анализ отрывка «Поединок Ахилла с Гектором» - сочинение

Цель:   продолжить работу над содержанием поэмы «Илиада», прочитать отрывок «Поединок Ахилла с Гектором», учить анализировать прочитанное, высказывать собственную мысль относительно поступков героев, характеризовать особенности художественных средств, использованных в произведении; развивать навыки вдумчивого чтения; воспитывать критическое отношение к героям произведения.

Оборудование: тексты поэмы «Илиада», опорные конспекты.

Тип урока:     комбинированный.

Ход урока.

I.          Актуализация опорных знаний.

Презентация ученических рисунков с изображением щита Ахилла.

II.        Изучение нового материала

1.         Чтение отрывка «Поединок Ахилла и Гектора» (песня 22, стихи 139-411).

2.         Беседа.

•          Почему Ахилл и Гектор трижды оббежали Трою? (Оба воина были сильными и не уступали друг другу в беге).

•          Кто из богов опекается героями? (На стороне Ахилла - Афина, которая склоняет на свою сторону и Зевса, Гектором опекается Аполлон).

•          Как решается судьба героев? Найдите цитату.

    Отец бессмертных богов, весы золотые натянув,
    Бросил на чашки два жребия долгопечальной смерти –
    Гектора, коней резвых упокорника, и второго - Ахилла,
    и посредине взял.
    Судьбы Гектора день наклонился,
    Вниз, к Аиду пошел)

•          Можно ли считать победу Ахилла честной? (Нет, так как ему помогала Афина, которая приняла вид Деифоба, брата Гектора и «коварно его повела за собой», вернула копья Ахиллу, когда он не попал в Гектора).

•          Почему Ахилл не соглашается на условия Гектора вернуть его тело родителям, если он будет побежден? (Ахилл ужасно оскорблен за своего друга Патрокла и за других ахейцев, которые погибли от руки троянского царевича: «Не говори мне, Гектор проклятый, ни о каких соглашениях...»).

    •          Как ведет себя любимец Афины после победы над Гектором? Найдите цитату. Сказав так, он на Гектора дело задумал негодное:
    Попробивав на обоих ему сильных ногах сухожилия
    В пятах, где щиколотки; ремни в них протянув бычьи,
    к колеснице припнул, голове же дал в пыли волочиться.
    На колесницу сошел, знаменитое оружие убитого взяв,
    Коней стегнул кнутом, и охотно они полетели.
    Пыли туча снялась над волоченным телом, завихрилось
    Черные волосы, и вся голова его, до сих пор прекрасная,
    В порохе билась густом. Врагам-то его на поругания
    Зевс отдал в родном отечественном крае

•          Как вы относитесь к этому поступку Ахилла? О каком психологическом состоянии героя он свидетельствует? (Ахилл поступает жестоко. Это свидетельствует или о соответствующей черте характера героя или об определенном психологическом состоянии. Неслучайно поэма начинает словами «Гнев воспой, о богиня, Ахилла, сына Пелея». Гнев на Агамемнона не скрывается, он лишь переходит в гнев на убийцу наилучшего друга - Гектора. Именно в таком психологическом состоянии Ахилл и способен на неблагородные и коварные поступки).

•          Почему, когда погиб Гектор, похоже, было это больше всего на то, будто Троя высокая / Пламенем вся неугасимым от верха до низа пылала? (Гектора оплакивали не только родные, а и вся Троя, так как это был ее наилучший воин).

Вывод. Какие черты характера проявляют Ахилл и Гектор во время поединка? (Смелость, мужество, стремление отомстить...).

3. Практическая работа. Работа в парах.

Определите, какие эпитеты использует Гомер относительно Зевса, Афины, Аполлона, Ахилла, Гектора. Какие сравнения встречаются в прочитанном отрывке? Выпишите эти художественные средства в тетрадь. (Одна часть класса выписывает эпитеты, а другая - сравнения).

1. Эпитеты.

    Зевс – темнотучный, тучевластный, эгидодержавный.
    Афина - светлоглазая.
    Аполлон – дальновидный, дальносяйный.
    Ахилл - богосветлый, быстроногий, ясный, безупречный, богоподобный.
    Гектор - божистый, ясный, шлемосяйный.

Выводы: наряду с разными художественными определениями, боги и герои имели так называемые постоянные эпитеты, которые использовались лишь с определенными именами и неоднократно. Например, в этом отрывке Зевс дважды назван тучевластным, Афина - трижды - светлоглазой, Аполлон – дальновидным по отношению к Ахиллу, семь раз упоминается эпитет богосветлый и пять - быстроногий, Гектор четыре раза называется шлемосяйным.

Эти художественные определения указывают на наиболее яркую, по мнению автора, особенность героя: Афина имеет ясные глаза, очевидно, из-за мудрости, Ахилл - сын богини и любимец богов - поэтому он богосветлый. Гектор - шлемосяйный, так как имел шлем из чистого золота. Постоянные эпитеты походят из фольклора, и встретить их в поэмах Гомера не удивительно, так как прежде чем стать литературным произведением, они существовали в народных пересказах и мифах.

2. Сравнения.

    Так же, как сокол в горах пернатых всех самый быстрый,
    Легко под тучами гонит вспугнутую горлицу дикую
    И мечется там на все стороны, а сокол с клекотом хищным
    Быстро ее настигает, добыче стремясь сердцем.
    Рвался так Ахилл вперед...
    Сильный впереди мчался, настигал же, как вихрь, много
    Сильнее его...
    А быстроногий Ахилл безустанно за Гектором гнался.
    Будто на оленя юного пес по взгорьям охотится,
    Выгнав из логова, и гонит по оврагам и ущельям диким,
    Тот, хотя включит на минуту, в чащах густых затаившись,
    Пес по следу его найдет и гонится за ним, пока схватит».
    «Как не случайно между людьми и львами клятв незыблемых,
    Как между волками и ягнятами согласия не будет никогда,
    А без конца друг с другом они враждуют,-
    Так и между нами не будет любви, не быть никаким
    Клятвам вечным...
    Сощурился и бросился, будто орел тот высоколетний,
    Что на равнину внезапно с темной падает тучи
    Нежного ягненка ухватить или пугливого зайца,-
    Бросился так же и Гектор, поднимая острый меч свой.
    Так же, как сияет среди звезд бесчисленных в тьме ночи
    Геспер, что в небе нет его яснее звезды,
    Сияло так и отточенное острие на копье Ахилла...

Выводы: поведение героев во время поединка изображается с помощью сравнений, которые связаны с птицами, животными, звездами, т.е. свидетельствуют об особом видении мира и себя в нем древнего человека, который ощущал свою неразрывную связь с природой, была неотъемлемой частью ее.

III. Итоги урока.

Слово учителя.

Что есть мужество? Что такое благородство? Присущи ли они таким героям, как Гектор и Ахилл? Сегодня мы начали размышлять над этими вопросами, вместе с тем, стремясь стать настоящими филологами, «любящими слово», разгадывая тайны поэтики поэмы «Илиада». Первые наблюдения и собственные выводы сделаны.

IV. Домашняя задача.

1.         Прочитать отрывок из «Илиады» «Выкуп Приамом тела Гектора» (песня 24, стихи 469-746).

2.         Индивидуальная задача. Подготовить выразительное чтение монолога Приама, плача Андромахи.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Чтение и анализ отрывка «Поединок Ахилла с Гектором»