Эпоха в культуре Франции XVII век - сочинение

Эпоха в культуре Франции: XVII век В 1969 г. Институт мировой литературы выпустил коллективный труд под редакцией известного ученого Ю. Б. Виппера "XVII век в мировом литературном развитии". Он стал отправной точкой для признания в отечественном литературоведении XVII века самостоятельной эпохой в литературном процессе. В прежних концепциях это столетие обычно рассматривалось или как позднее Возрождение, или как раннее Просвещение.

Во французском литературоведении XVII век и прежде рассматривался как отдельная эпоха, названная эпохой Рационализма, но такое определение ее сути, верное для Франции, где господствовал классицизм, не отражает содержания той же эпохи, например, в Испании, где на первый план вышла литература барокко. Причина в том, что этой стабильной эпохе одновременно присущи черты переходности, связанные с формированием нового метаязыка литературы: определяющее для прежних эпох значение жанров отходит на второй план, рождается система художественных методов и соответствующих им направлений. Наряду с гуманистическим протореализмом (переходящим в так называемый бытовой реализм) формируются первые художественные направления - барокко и классицизм.

Отличительной особенностью французской литературы XVII века является ее более тесная, чем в предыдущие эпохи, связь с политической борьбой, с формированием абсолютизма. Особенно отчетливо это проявилось в классицизме, ставшем господствующим направлением в литературе Франции. Классицизму противостояли, с одной стороны, прециозная литература, с другой - литература либертинажа (свободомыслия), некоторые произведения которой раньше принято было объединять термином "бытовой реализм". Введением в литературу XVII века, в которой отразилась противопоставленность двух концепций мира и человека, легших в основу двух художественных систем эпохи - классицизма и барокко, могут служить стихи двух второстепенных (и в этом смысле более показательных для своего времени, гении - люди "на все времена") французских поэтов. Апология разума, научного познания мира, свойственная классицизму, находит отражение в сонете Этьена Павийона (Pavillion, 1632-1705), человека, в чьей судьбе отразилась переходность эпохи (в молодости он увлекся теологией, затем оставил ее и стал адвокатом, с 1691 г. - академиком, был популярен как поэт в салонах, его стихи были опубликованы посмертно, в 1705 г.):

Чудеса человеческого разума

 Блеск царственных одежд из кокона извлечь, Заставить красками заговорить полотна, Поймать и удержать все то, что мимолетно, Запечатлеть в строках и голоса и речь; Влить в бронзовую плоть огонь души бесплотной, Гул хаотический в мелодию облечь, Исторгнуть из стекла лучи, что могут жечь, И приручить зверей лесов и мглы болотной; Сцепленьем атомов мир сотворить иной, Все числа звездные постичь во тьме ночной И солнце вновь создать в химической вселенной; Ад подчинить себе, проникнуть в глубь времен, Стихии укротить с их тайной сокровенной - Вот человека цель! Ее достигнет он. (Пер. М. Кудинова) Совсем иной - барочный - подход обнаруживается в стихотворении французского поэта Жана Овре (Auvray, 1590? -1622) из Нормандии:

Кто он? Кто он, бунтующий и гордый человек? Увы, всего лишь дым, и ветер им играет.

Нет, он не дым - цветок: его недолог век, В час утренний расцвел, а к ночи умирает. Итак, цветок

О нет! Поток бурлящий он, Ждет бездна черная его исчезновенья. Так, значит, он поток?

Нет, он скорее сон, Вернее, только тень ночного сновиденья! Но может хоть на миг тень неподвижной стать, - В движенье человек, покуда сердце живо; Сон может истину порою предсказать, А наша жизнь всегда обманчива и лжива. В потоке новая начнет журчать вода, Что из источника не иссякая льется; Коль умер человек - он умер навсегда, Подмостки бытия покинув, не вернется. Хотя цветок и мертв, растенье не мертво: Весной украсится опять оно цветами; Коль умер человек, - страшны цветы его И называются могильными червями.

Едва утих порыв шального ветерка, Срастаются клочки разорванного дыма; Но душу оторвать от тела на века Не стоит ничего, а смерть неотразима. Так что ж он, человек, столь чтимый иногда?

Ничто! Сравненья все, увы, не к нашей чести.

А если нечто он, так суть его тогда - Дым, сон, поток, цветок

тень. - И ничто все вместе. (Пер. М.Кудинова) Вот два полюса, два взгляда людей XVII столетия на мир и человека, отраженные в произведениях искусства классицизма и барокко. Лит.: XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

Вл. А. Луков Этапы литературного процесса: Новое время: XVII век.

- Теория истории литературы: Литературные термины.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Эпоха в культуре Франции XVII век