Сочинения > Сочинения по русскому языку 7 класс > Публицистический стиль речи и его языковые особенности
Публицистический стиль речи и его языковые особенности - сочинение


Публицистический стиль речи
Языковые средства создания характера в рассказе Лескова
Художественный стиль в литературе


Цели: обобщить, систематизировать сведения о публицистическом стиле речи и его особенностях; формировать навыки работы с текстами публицистического стиля. Оборудование: таблица «Публицистический стиль речи», учебные тексты. тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Ход урока I. Организационный этап II.

Актуализация опорных знаний Беседа — Какие стили речи вам известны? — Что вы знаете о публицистическом стиле речи?

— Каково его назначение? III. Мотивация учебной деятельности Учитель. В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль. Основная цель публицистического стиля — воздействовать на читателя и слушателя, т. е. в чём-то их убедить, к чему-то призвать.

Название стиля публицистический происходит от латинского слова «общественный» (в русском языке есть слово публика, одно из значений которого — люди, народ). IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1. Ознакомление с таблицей (с комментариями учителя) Публицистический стиль речи Основная функция Функция воздействия, убеждения Сфера применения Газетные и журнальные статьи, выступления на общественно-политические темы Общие особенности стиля Эмоциональность, субъективность, непринужденность, экспрессивность Специфическая лексика Общественно-политическая лексика, эмоционально-экспрессивная лексика, фразеологизмы, используются пословицы, поговорки, афоризмы Грамматические особенности Побудительные предложения, распространенные обращения, риторические вопросы, повторы слов, синтаксических конструкций Комментарий учителя Публицистический стиль является ярким примером такой общественной функции языка, как воздействие. Выполняя свою основную задачу — формирование общественно-политической мысли,— он характерен для периодической прессы, выступлений, докладов, статей, рецензий, заметок, очерков и т.

п. Произведения, написанные в публицистическом стиле, отличаются логикой изложения и эмоциональной выразительностью. Этот стиль характерен тем, что в нем нередко встречаются элементы, присущие другим функциональным стилям — художественному или научному, но они полностью подчиняются стилевым чертам публицистического стиля и выступают в функции воздействия. Стилевые черты публицистической речи: призывность, логичность, эмоциональность и экспрессивность, образность и точность выражений. Языковые средства публицистического стиля зависят от жанра высказывания (заметка, статья, рецензия, репортажи др.). Для лексики и фразеологии этого стиля характерно употребление общественно-политической терминологии (среди которой встречаются заимствованные слова), речевых стандартов, употребление слов в переносном значении, широкое использование фразеологизмов.

Спецификой морфологии произведений публицистического стиля является частое использование существительных мужского и среднего рода, родительного падежа существительного, особенно отглагольного. На синтаксическом уровне публицистические произведения характеризуются употреблением простых синтаксических конструкций, инверсией, использованием элементов синтаксиса разговорной речи. 3.

Практическая работа Прочитайте текст. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему.

Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках.

Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело... Человеку важно знать свои корни — отдельному человеку, семье, народу — тогда и воздух, которым мы дышим, буден целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях! (В. Песков) Беседа — Какое сравнение составляет основу текста? — Для чего журналист приводит такое сравнение? — К чему он призывает нас, читателей?

— Прочитайте вслух ту часть текста, в которой параллельная связь предложений усилена одинаковым началом их. — Найдите в словаре значение слова пращур.

Чтение текста учителем. Одно их самых сильных впечатлений в моей жизни — посещение крестьянской семьи на русском Севере, в селе Коле, недалеко от Мурманска. Помню, меня поразили чистота в избе, красота русского наряда хозяйки, вся церемония приёма гостей, который был оказан нам — обычным ленинградским (тогда петроградским) школьникам. И разговор был степенный, без торопливости, приветливый и обстоятельный, и обед — по заведённому исстари ритуалу. Во всём чувствовалась высокая, веками складывающаяся культура! Культура обладает драгоценнейшим свойством соединять прошлое, настоящее и будущее. Она передаётся из поколения в поколение — накапливается.

Нередко считают, что культурный человек — это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям. Приветливость, доброта делают человека красивее. Лицо же человека, искажённое злобой, становится безобразным. (Д. С.

Лихачев) Беседа — В школьном толковом словаре даются такие значения слова «культура»: «совокупность достижений человечества в производствен ной, общественной и духовной жизни»; «образованность, начитанность, просвещённость, воспитанность, а также совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещённого человека». — Как дополняет Д. Лихачёв значение слова культура? — Отметьте в тексте средства публицистического стиля. — Напишите изложение-миниатюру по данному тексту. V.

рефлексия. Подведение итогов урока Беседа — Что нового о публицистическом стиле речи вы сегодня узнали? — Какова сфера применения публицистического стиля речи? — Расскажите о специфической лексике и грамматических особенностях данного стиля речи. VI.

Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру (в форме заметки в газету) о человеке, которого вы считаете культурным.

Можно рассказать о герое книги или фильма.


Похожие сочинения


Публицистический стиль речи
Языковые средства создания характера в рассказе Лескова
Художественный стиль в литературе

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее