Словосочетание его строение и назначение в языке - сочинение

Строение и виды словосочетаний по способу выражения главного слова Цели: знать понятие о синтаксисе и пунктуации как разделах языкознания; восстановить и углубить знания учащихся о словосочетании, его строении и грамматическом значении; развивать мышление, речь. Оборудование: учебник, учебные тексты, схема. тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока І. организационный этап ІІ.

Актуализация опорных знаний Беседа — Что изучает фразеология?

— Из каких стилистических пластов состоит русская фразеология? — Какие способы использования фразеологизмов в художественной речи вы знаете? — Расскажите об использовании фразеологизмов в обиходной речи? III. Мотивация учебной деятельности Учитель. Вы уже знаете, что слово живет полной жизнью лишь в соседстве с другими словами, слушая радио и телевидение, читая книги, газеты и журналы, мы постоянно знакомимся с самыми разнообразными словами и словосочетаниями. Так слова связываются в цепочку, а раздел языкознания, изучающий соединения слов — словосочетания и предложения, называется синтаксисом.

Знаки препинания помогают передавать на письме смысл высказывания, его части, интонацию говорящего. Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих правил называется пунктуация. IV. изучение нового материала 1. наблюдение над языковым материалом (запись на доске) Слово и словосочетание Учитель.

Обратим Внимание на то, как слово приобретает связи С другими словами: Новый  из кирпича чудесная  дружбы тишиной  молча — Равноправны ли слова в словосочетаниях? Запишем синтакси Ческий термин, подберем к нему однокоренные слова, выясним их лек Сическое значение. Главное слово + зависимое слово — Возможен ли другой порядок слов в словосочетании? X Зависимое слово + главное слово 2. Объяснение учителя — При согласовании зависимое слово во всём уподобляется главно Му: вроде, числе и падеже (хорошая книга, белые листы и т. д.

); оно также Полностью приспосабливается к форме главного слова, как жидкость Принимает форму сосудов. При управлении зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово-командир (например, читать книгу, думать об уроках, погонять лошадь и т. д.). Зависимое слово управляется главным, подчиняется ему.

Примыкают только неизменяемые слова, они тяготеют к главному по смыслу (идти быстро, работать утром), словно металлические предметы к магниту. 3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника V.

обобщение, систематизация И контроль знаний и умений учащихся 1. Цифровой диктант Среди названных словосочетаний учащиеся первого варианта указывают те словосочетания, где главным является второе слово, а учащиеся второго — те словосочетания, где главным является первое слово: 1) далеко живет 1) приехал летом 2) говорил улыбаясь 2) шумные воды 3) читая книгу 3) сегодня пришли 4) синева неба 4) построю дворцы 5) незаметно бросить 5) помахивая платком 6) свежеиспеченный хлеб 6) спокойно размышлять 7) видишь знакомого 7) учится летать 8) подбрасывая мяч 8) мне нравится 9) наш завод 9) пошли купаться Ответ 1 вариант — 1, 5, 6, 9.

2 вариант — 2, 3, 4, 7, 8 1 вариант — 2, 3, 6, 8. 2 вариант — 1, 4, 5, 7, 9 — Проверим результат. Что помогло в определении главного слова? В чем сходство и в чем разница слова и словосочетания? 2. Практическая работа Грамматическое значение словосочетаний Словосочетания с общим значением «предмет и его признак» распределите на группы по характеру признака: предмет и его признак по цвету, предмет и его признак по размеру, предмет и его признак по температуре, предмет и его признак по качеству (оценке), предмет и его признак по порядку при счёте.

Хорошая погода, способный ученик, синее небо, огромное поле, ласковый котёнок, лиловый георгин, третье место, горячий чай, миниатюрный портрет, четвёртая неделя, отличные успехи, прохладное лето, симпатичный человек, маленький щенок, милый ребёнок. Строение словосочетаний Перепишите, раскрывая скобки. С выделенными словосочетаниями составьте предложения. В словосочетаниях обозначьте главное слово, в предложениях — основу.

Руководитель (секции); руководить (секция); протест (несправедливости); причина (это); ущерб (работа); гордость (успех); призыв (выступление); приказ (награждение); отклик (события); упрёк (небрежность); итог (соревнование); заведу..щий (типография); заведовать (типография). 1-е и 4-е словосочетания сравните по строению и грамматическому значению. 3. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя). VI.

Рефлексия. Подведение итогов урока Беседа — Что изучает синтаксис? — Что изучает пунктуация? — Что такое словосочетание? — В чем сходство и в чем различие слова и словосочетания? — Расскажите о строении и значении словосочетаний.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по русскому языку 7 класс > Словосочетание его строение и назначение в языке