Тезисы и конспект научно популярного текста - сочинение

Тезисы и конспект научно-популярного текста, воспринятого на слух формировать у учащихся умение сжато передавать основные мысли высказывания на научно-популярную тему; способствовать расширению словарного запаса и кругозора; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; развивать потребность в дальнейшем самообразовании. тексты научно-популярных статей, таблица (РМ). урок применения знаний и формирования умений. Учащиеся выделяют главные положения высказывания и фиксируют их в виде ключевых слов или символов; по опорным записям письменно восстанавливают текст; осмысливают главное, делают записи в форме тезисов или конспекта по ходу слушания; совершенствуют написанное; исправляют допущенные ошибки и недочёты в содержании и форме высказывания.

ХОД УРОКА

I.

Организационный

Этап II.

Актуализация

Опорных

Знаний

Выполнение тестовых заданий (устно) 1. Выберите из предложенных определений правильное. А) Дискуссия — это устная (реже письменная) форма организа ции публичной речи, в процессе которой сталкиваются раз личные, как правило, противоположные, точки зрения; Б) дискуссия — это словесное состязание, обсуждение чего-ни будь, в котором каждый отстаивает своё мнение; В) дискуссия — это заранее подготовленный, организованный устный спор на заданную тему; Г) дискуссия — это острый спор, связанный со стремлением спорящих однозначно решить тот или иной вопрос, имеющий общественное значение. 2. В чём заключается суть дебатов?

А) В процессе обсуждения возникают разнообразные (а не толь ко противоположные) точки зрения; Б) две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте и опыте риторики; В) основной приём, применяемый в дебатах,— «бумеранг»; Г) ведущий ставит цель подвести участников к общему согла сию и нередко добивается этого.

III

.

Постановка

Цели

И

Задач

Урока

Мотивация

Учебной

Деятельности Учитель. Тезисы — один из наиболее сложных видов записи при чтении. Умение правильно их составлять формируется постоянными упражнениями и долговременной практикой. Они наиболее полно позволяют обобщить материал, кратко передать его суть, облегчают работу над докладами, сообщениями, рефератами, то есть применяются, когда необходимо дать представление о сути проблемы.

Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов изучения статьи или целой книги. Составляя конспект, мы выделяем в тексте главное, следим за развитием мысли, анализируем систему доказательств. Конспектирование приучает к работе над книгой, к самостоятельному овладению знаниями.

IV

.

Работа

Над

Культурой

И

Развитием

Речи

Учащихся

1. лекция учителя (Учащиеся конспектируют основные положения лекции учителя.) — Различают два вида тезирования — отбор авторских тезисов из текста; формулирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами. Тезисы формулируются по-разному: в сжатой форме, кратко, без разъяснений — простые тезисы; в развёрнутом виде, то есть с дополнительными утверждениями,— сложные тезисы. Тезисы составляются при повторном чтении.

С помощью плана текст разбивают на ряд отрывков и находят в каждом из них главное, выделяют его. Затем, хорошо продумав выделенное и уяснив его суть, формулируют тезисы.

Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Тезисы непременно следует нумеровать, чтобы сохранить и зафиксировать логику авторских суждений.

При записи их в тетрадь стоит пропускать строку, отделяя один тезис от другого,— так облегчается пользование ими. Конспект — это краткое изложение содержания статьи или книги. Конспекты бывают Текстуальные, свободные и смешанные. В текстуальном конспекте основные положения произведения, доказательства, выводы передаются словами автора, то есть цитатами. Свободный конспект — это пересказ основного содержания работы своими словами. Чаще всего пользуются смешанным конспектом, в котором свободное изложение содержания сочетается с цитированием.



Правила конспектирования

Конспект составляют после того, как продуман план текста.

В конспекте записывают только самое главное.

Записи должны быть чёткими, содержательными и лаконичными.

Для удобства пользования конспектом подчёркивают наиболее важные мысли, даже отдельные фразы, словосочетания и слова, к разделам и подразделам подбирают заголовки.

Цитаты необходимо приводить точно, заключать их в кавычки, обозначать страницы.

желательно делать заметки, отражающие отношение автора конспекта к содержанию конспектируемого текста, используя для этого условные обозначения или сокращенные записи. Такие широко известные знаки, как NВ — нотабена или нотабене (от лат. ПоЫ Ьепе — «заметь хорошо»), используются для того, чтобы обратить внимание на какое-либо место в конспекте. С этой же целью на полях ставят восклицательный знак.

С помощью вопросительного знака часто выражают недоумение, несогласие с автором или непонимание какой-либо мысли. Многие опытные и вдумчивые читатели пользуются своими, индивидуальными условными обозначениями.



2. ознакомление с таблицей (с комментариями учителя)

Отличительные черты научного стиля и научно-популярного подстиля

Научный стиль

Научно-популярный подстиль
Предназначен для читателя, интересующегося вопросами науки; терминологическая лексика присутствует в минимальных количествах; Научные понятия вводятся с опорой на бытовое сознание читателей, на их практический опыт, поэтому в таких текстах встречаются Эмоционально-экспрессивные элементы, Сравнения, метафоры, аналогии

Объективность и отвлечённость от конкретного и случайного;

логическая доказательность и последовательность изложения;

точность и ясность, лаконичность;

взвешенность оценок: научная статья отличается сугубо научным изложением информации, Отсутствием эмоциональности

3. чтение учителем текста научно-популярной статьи Как Говорить? Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение в окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего идёт, и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом.

«Профессорская» шляпа и чёрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов. А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, самому себе… Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живёт вдали от города и говорит на своём диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, нравятся местные выражения.

Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Фёдор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен… ». «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины. Иное дело, если человек долго живёт в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит.

Пусть он окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. Это не плохо и человека это не унижает… Это также красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который её носил с детства, привык к ней. Если же он надел её, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе.

Хочу быть не похожим на всех вас!» Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде,— распространённейшее явление, и оно в основном Свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по русскому языку 7 класс > Тезисы и конспект научно популярного текста