Анализ легенды о JIappe из рассказа М Горького «Старуха Изергиль» - сочинение

Максим Горький начал творческую деятельность на рубеже не только веков, но и двух исторических эпох, оставивших романтизм в XIX веке и предложивших обществу революционный, а затем и социалистический реализм. Переход из одного состояния в другое сопровождался глубоким духовным кризисом. Мечта о гармоничном сосуществовании человека и общества осталась нереализованной, обострив до предела социальные противоречия. Разочарованность, депрессивность, пассивность стали нормой жизни для определенной части общества, однако, нашлись и оптимисты, для которых разворачивающиеся революционные события стали толчком к поиску выхода из духовного тупика. Среди последних был и Горький, стремящийся отстоять свою идею об идеалах и о Человеке.
В ранних произведениях Горького отразились лучшие традиции зарубежного и русского романтизма, где утилитаризму, рассматривающему явление или человека только с точки зрения его практической выгоды или пользы, противопоставляется устремленность к безграничной свободе, совершенству и проповедуется пафос личной и гражданской независимости. Романтические герои Горького, всегда готовые на самопожертвование ради человечества, наделены и силой, и красотой, и благородством. «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди... убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и — это так понятно! — снова от них возвращаюсь к Человеку», — признавался Горький.
Рассказ «Старуха Изергиль» составлен из трех частей, две из которых — это легенды, герои которых диаметрально противоположны и которые раскрывают разные характеры и жизненные позиции.
Первая легенда рассказывает о сыне женщины и орла — о JIappe. Гордый, как орел, красивый юноша Ларра, только внешне похожий на человека, движим инстинктами хищника. Он эгоцентричен: «я один... я не поклонюсь никому в жизни... ибо первый в ней я!». Он безжалостен, даже убийство не может остановить его, если это нужно для достижения цели: «я убил ее потому, мне кажется, — что она меня оттолкнула... А мне было нужно ее». Ларра — самовлюбленный Нарцисс, отягощенный бездуховностью, уверенный в своем совершенстве, а потому считает себя вправе лишать жизни других. Однако «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». Ларра же наказан еще жестче, — ему уготовано бессмертие, в течение которого он будет отвергнут людьми и обречен на вечное одиночество. Не только люди отвернулись от него, но и Земля не принимает его: попытки самоубийства оканчиваются неудачами. Отверженный, «он стал... как тень и таким будет вечно! Он не понимает речи людей, ни их поступков — ничего».



Легенда о Ларре играет важную роль в идейно-художественном содержании повести, так как в ней особенно ярко проявилась главная идея повествования — обобщить понятие человеческого в человеке. В сущности, из легенды можно сделать вывод, что человек, не способный на самопожертвование, бездуховный, жестокий, не может называть себя человеком. Легенда о Ларре занимает особое место в сюжете рассказа, так как помогает автору резче противопоставить Ларре Данко — героя другой легенды повествования, в сердце которого зажегся огонь великой любви и сострадания к потерявшим надежду, веру и мужество людям. Данко готов на самопожертвование — он настоящий человек. Через легенды Горький словно пытался насытить свою жажду красоты. Однако время не стояло на месте, идеалы и приоритеты менялись, поэтому всех тех прекрасных благородных качеств, которыми обладали герои легенд, лишены персонажи последующих произведений уже зрелого писателя. Изображение суровой, не приукрашенной действительности с исковерканными жизнью героями стало интересовать писателя гораздо больше, чем романтические сюжеты со сказочно-идеальными персонажами.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Старуха Изергиль > Анализ легенды о JIappe из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»