Композиция рассказа «Старуха Изергиль» и ее идейно художественное своеобразие - сочинение

Для раннего Горького характерно такое художественное построение, как рассказ в рассказе. «Старуха Изергиль» представляет собой три событийно не связанных рассказа. Их объединяет только личность рассказчика — старухи Изергиль, которая вплетает рассказ о своей жизни между двумя легендами. Все три главы произведения настолько самостоятельны, целостны, что даже публикуются иногда по отдельности, однако нельзя говорить о них в отрыве друг от друга, поскольку идейно все три главы связаны гораздо крепче, чем сюжетно. Все они — о человеке, его судьбе, гордости, свободе, подвиге, красоте.
В «Старухе Изергиль» сплетаются психология реального человека (сама Изергиль) и душа легенды. Не случайно рассказы Изергиль расположены в такой последовательности: сначала легенда о JIappe, 

.
о бесполезной жизни, затем рассказ о самой Изергиль, жизнь которой лишь внешне бессмысленна, и, наконец, легенда о Данко, о j героической жизни. В этих рассказах о гордых и свободных людях кроется идея революции. Революционный пафос нарастает, и его апофеоз — легенда о Данко.
Ларра, сын орла и женщины, — человек гордый, сильный и красивый. Но он не отдает ничего из того, чем щедро наделила его природа, на пользу людям. Он хочет лишь брать, и брать самое лучшее. Вывод Горького очевиден: такое существование не может дать ничего, кроме пустоты и вечного одиночества. Ненужными оказались гордость, сила и красота. Ларра хотел оставить при себе все, чем в избытке обладал, и забрать то, что принадлежало по праву другим людям, за это и был наказан. Жизнь Ларры — всего лишь легенда, но она есть не что иное, как отражение жизни.
Во второй главе старуха Изергиль рассказывает о своей жизни,  что, на первый взгляд, так не вяжется с романтическим тоном предыдущего повествования Но, может быть, именно после легенды об эгоистичном Ларре ее жизнь предстанет в своем истинном свете. Казалось бы, она растратила себя понапрасну: ни дома, ни семьи, ни детей. Но так ли уж пуста была жизнь Изергиль? Был ли смысл в ее безнравственной, с обывательской точки зрения, недобродетельной жизни? Оправдание старухи Изергиль — в ее вечном поиске, неудовлетворенности настоящим. Да, она не сумела познать в жизни тех простых вещей, которые для других людей являются эталоном счастья. Но кто скажет, что она несчастна? Прошлое осталось в ее сознании, как сказка, мечта, легенда. И тут вспоминается рассказанная ею легенда о Ларре. Она ведь тоже хотела брать от жизни все. Но в том-то и дело, что она умела и отдавать, была щедра, не раздумывая растрачивала свое душевное богатство. Поэтому она никогда не была одинока, ни в молодости, ни в зрелости, ни в глубокой старости. Раньше она обращала свою любовь к отдельному человеку, теперь, в старости, она обращает ее ко всем людям вообще, и они отвечают ей тем же. В этом — великое счастье старухи Изергиль, и это вызывает в ее сознании образ общечеловеческого значения — Данко.



Эта легенда венчает трилогию. Нет сомнения, что, будь судьба Данко рассказана до легенды о Ларре или до повести о жизни Изергиль, она не казалась бы такой яркой и значительной. Несомненно, идея Горького заключалась в том, чтобы образ Данко воплощал в себе образ революционера, человека с горящим сердцем, которым он готов пожертвовать ради людей. Легенда о Данко — аллегория, в которой Данко олицетворяет человека, поднимающего людей на борьбу, ведущего их к свету ценой собственной гибели. Племя людей, ропщущих, недовольных, неблагодарных, но иду щих вслед за своим проводником,- народ. Темный, непроходимый лес — мрачные силы, против которых нужно решительно бороться. Данко готов погибнуть ради того дела, без которого невозможна победа революции, его горящее сердце несет свет в темное сознание масс, а это — необходимый шаг от стихийности к сознательности в революционной борьбе. Сердце Данко будет растоптано каким-то осторожным человеком, но не потухнет, а разлетится множеством искр. Яркое пламя 'уже и не нужно — ведь люди вышли к свету, цель достигнута. Своеобразие рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что в нем легенда переплетается с действительностью, причем оказывается, что в самой обычной жизни есть место героическим поступкам, что делает ее похожей на легенду. Интересен тот факт, что старуха, рассказывает свои легенды, вплетая их в явления реальной жизни: бегущие по небу рваные тучи превращаются у нее в тень Ларры, а голубые искры, мелькающие в степи,- в отблески горячего сердца Данко. А сама ее жизнь, дикая и необузданная, разве не напоминает легенду? Через всю небольшую трилогию лейтмотивом проходит тема гордого, свободного человека. Но гордый человек, не желающий отдавать свои силы на благо других, подвергается тяжкому наказанию — вечному одиночеству, гордый же человек, отдавший свое сердце, жизнь, любовь на служение людям, остается жить в людских душах, его огонь нельзя погасить. Все иносказания рассказа «Старуха Изергиль» — прямой призыв к революционной борьбе. Идея же, изложенная в виде сказки,- наилучший способ донести ее до сознания читателя.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Старуха Изергиль > Композиция рассказа «Старуха Изергиль» и ее идейно художественное своеобразие