Сочинения > Старуха Изергиль > Легенда и жизнь в рассказе «Старуха Изергиль»
Легенда и жизнь в рассказе «Старуха Изергиль» - сочинение


Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль»
Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль»
Композиция рассказа «Старуха Изергиль» и ее идейно-художественное своеобразие



«Старуха Изергиль» — произведение, в котором легенда и жизнь порой становятся неотличимы друг от друга. Повествования о Ларре и о Данко вырастают, по сути, из жизни Изергиль. Они живут в ее сознании и так же реальны, как она сама.
Первой старуха рассказывает легенду о JIappe. Она красива и поэтична, какой и должна быть старинная легенда. В самом происхождении Ларры от орла и женщины чувствуется что-то гордое и свободолюбивое, ведь орел — вольная, величественная птица. Увы, то, что является достоинством птицы, не может принести счастья человеку. Дикий орел не может жить среди людей, так и Ларра со своим непомерным эгоизмом и тщеславием не умеет влиться в племя людское. Он хотел свободы и одиночества — и получил их навечно. Иногда наказанием нам служит то, к чему мы больше всего стремимся. Красивая древняя легенда не просто сказка, в ней нетрудно усмотреть нравственный урок: живя среди людей, нужно жить для людей.
Легенда о Ларре в чем-то очень напоминает легенду о Данко, ведь обе они о гордых, мужественных, стремящихся к свободе людях. Так в чем же разница? Только в том, что Данко горд, но не до такой степени, чтобы забыться в этом чувстве, а к свободе он стремится вместе со своим народом. И даже когда этот любимый им народ начинает обвинять Данко, даже когда люди хотят убить его, он не уходит в тень и не оправдывается — он вырывает у себя сердце, чтобы осветить людям путь. Жизнь Данко — дорога к свету. Он погибает, но насколько же эта смерть лучше, желаннее, нужнее людям, чем вечная жизнь Ларры! Лучше гореть один миг, но принести этим пользу, чем тлеть, пряча свой огонь ото всех.
Но Ларра и Данко — лишь герои легенд. Кто может сказать, что в этих легендах правдиво, что преувеличено, а что и вовсе выдумано? Судьбы Ларры и Данко — судьбы сказочных героев, призванных в простой форме выразить основополагающие жизненные принципы.
Историю жизни Старухи Изергиль мы слышим от нее самой, поэтому вымышленные события приобретают и романтическое, и реалистическое звучание. На первый взгляд трудно извлечь из жизни Изергиль моральные уроки. Но это лишь видимость, не более того. Горький никогда не рассказывал занимательных историй ради забавы читателя, все его рассказы, как ранние, так и поздние, освящены высокой идеей. История об Изергиль не исключение.
Жизнь Изергиль определяла любовь в своем обычном, общепринятом понимании: земная, страстная, плотская любовь. Но язык не поворачивается назвать героиню безнравственной, тем более развратной. Она отдавалась любви, каждое новое чувство было как будто единственным, самым сильным, каждый раз она упивалась мгновением, не думая о будущем, не вспоминая о прошлом. Она, как Ларра, хотела многого, но, в отличие от него, никогда не стояла выше людей, будучи живым человеком, и только. Вся жизнь Изергиль — вечный поиск, вечные метания. В ней нет определенности, как



     
     



в JIappe или в Данко, каждый из которых твердо знает, что ему нужно от жизни, и идет к этой цели прямым путем.
Судьба Изергиль не сказка, а сама героиня ничем не напоминает героическую личность, но тем не менее и она в своей «обычной» жизни совершила подвиг, когда спасла своего возлюбленного и еще нескольких людей из плена, убив часового. И не менее достойно поступила она, когда выгнала все того же вероломного возлюбленного, поняв, какой это низкий и лживый человек. В душе Изергиль никогда не было места низости, этим она напоминает героев своих легенд.
Судьбу Изергиль никак нельзя назвать несчастной. Она всегда дышала полной грудью. Если хотела любить — любила, если хотела уйти — уходила, никогда не изменяя своей гордой натуре. Теперь ее бурная молодость живет в ней, как сказка, подобная легендам о Ларре и Данко. Только эти двое существуют в ее воображении, а сама она — живая, ощутимая.
Умиротворение и покой в старости Изергиль обрела лишь благодаря тому, что заплатила за все сполна. Это ее формула: «Человек за все платит сам». Она всегда знала это и жила по этому принципу. Теперь она, старая и дряхлая, обитает среди молодых, красивых людей, которых любит и которые любят ее. Молодежь дарит ей огонь,' веселье, песни, свежесть, свою красоту, а она платит им своими сказками, которые становится все сложнее отличить от ее собственной истории. Об одном сокрушается Изергиль, как все старухи: «...в мое время больше было в человеке силы и огня». Может быть, оттого, что она не видит большой силы и яркого огня среди молодых, она и рассказывает свои легенды о мужественных людях, горевших ярче, чем сам огонь.
Горький потому и обращается к жанру легенды, что с ее помощью можно показать реальную человеческую душу, показать так, чтобы зажечь огонь в сердцах людей, которые будут читать эти красивые, свободолюбивые строки.


Похожие сочинения


Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль»
Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль»
Композиция рассказа «Старуха Изергиль» и ее идейно-художественное своеобразие

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее




ПОХОЖИЕ СОЧИНЕНИЯ