Выдающиеся мастера социальной прозы Стендаль О де Бальзак Г Флобер Ч Диккенс Г Джеймс Ф Достоевский Л Толстой А Чехов и др - сочинение

Цель: углубить понятие о реалистической литературе, ее особенностях и роли в художественной, общественной жизни; ознакомить с выдающимися мастерами социальной прозы XIX ст.; развивать образное и логическое мышление, умение сопоставлять явления литературы с явлениями жизни, определять главное, строить заключения; воспитывать стремление к познанию, исповедованию общечеловеческих ценностей; воспитывать интерес к литературе.

Оборудование: карта Европы XIX ст.; выставка книг писателей-реалистов XIX ст.; иллюстрированные исторические материалы этой эпохи.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. АКтуализация опорных знаний.

• Литература во все времена своего развития не была отстраненной от действительности, изображала ее и старалась повлиять на нее.

• В центре реалистической литературы — человек.

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

1. Заслушивание сообщений учеников о достижении естественных наук в XIX ст. (научные открытия, их влияние на развитие общества, культуры).

2. Мини-лекция учителя.

Девятнадцатое столетие - одна из интереснейших и ярчайших страниц в развитии мировой литературы. Реализм как литературное направление (особенно в прозе) приобрел наибольший расцвет в середине столетия.

Выдающиеся представители реализма: во Франции - Стендаль, О. де Бальзак, П. Мериме, Г. Флобер, Ги де Мопассан, Э. Золя; в Англии - Ч. Диккенс; В. Теккерей, Ш. Бронте; в России - И. Гончаров, И. Тургенев, Н. Лесков, М. Салтыков-Щедрин, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Чехов и др.

(Обзор книжной выставки).

«Золотой век» классического романа в XIX ст. обозначился в социально-психологическом, историческом, автобиографическом, философском и других направлениях.

Писатели-реалисты изучали материальные мотивы человеческого поведения, частная жизнь отдельных людей и старались изображать жизнь объективно, беспристрастно, показывая как положительные, так и отрицательные его черты. Поэтому в их произведениях часто поднимаются «низкие», «грязные» темы - деньги, преступления, аморальные поступки. Одним из важнейших принципов реалистического искусства является показ литературного героя в тесной связи с окружением, что влияет на формирование его характера. Тщательно анализируя действительность, разные варианты социального поведения, художники-реалисты создавали типы - обобщенные образы людей, характерные для определенной группы общества или социальной группы - своеобразный аналог видов и подвидов в биологии.

Принципы реализма, конечно, не поддерживают романтического увлечения культом воображения, фольклором, историей и природой, обращение к сверхъестественному и фантастическому, но полностью отмежеваться от этого не могут, ведь в жизни объективно всегда присутствует что-то непостижимое и таинственное.

Реализм развивался в разных стилях, одним из которых в конце XIX ст. стал натурализм (основоположник - Э. Золя). Натуралисты считали, что произведение искусства должно быть настоящим «человеческим документом» - исчерпывающим описанием того или иного общественного явления. Судьба персонажей, их психология зависят от наследственности (жизненный путь, характер героя обусловлены его генами, наследственностью), и исторического времени. Натуралисты сняли табу с многих тем, которые до этого нельзя было описывать в литературе.

Еще в 1850-е годы в Великобритании и Франции распространился эстетизм («парнасцы» Д. Г. Россетти, Д. Рёскин, В. Пейтер и др.). Писатели-эстеты провозгласили красоту главной ценностью, писали лишь об изысканном, совершенное, прекрасное и даже считали, что красота является выше морали (ярчайший представитель - Оскар Уайльд).

В 1870- 1880-те годы в некоторых странах приобрел распространение неоромантизм - возвращение писателей к таким романтическим образам, как сильная одинокая личность, а также к темам экзотических стран, приключений, тайн (ярчайшие представители - Р. Л. Стивенсон, Р. Киплинг, Э. Ростан и др.). Авторы неоромантических произведений много что взяли от реализма (например, искусство психологического анализа в связи с окружением).

Как видим, реализм в XIX ст. не только занимал господствующие позиции, но и в значительной мере влиял на другие направления литературы, «готовил почву» для появления новых стилей и течений.

С величайшими художественными произведениями XIX ст. мы ознакомимся в 10-м классе. Чтобы понять и воспринять произведение, необходимо сотрудничество читателя и автора, вдумчивый литературоведческий анализ произведения в историческом и эстетичном контекстах, а также взгляд с позиций утверждения общечеловеческих ценностей.

Исторический контекст предусматривает определение места и роли произведения в историко-культурном, литературном процессах эпохи, его актуальность для своего времени, созвучность сюжета исторической эпохе. Эстетичный контекст предусматривает раскрытие эстетичных идеалов автора, определение художественной ценности литературного произведения, его художественно-эмоциональной природы, особенностей поэтики.

Понятно, что художественное произведение успешно выдерживает испытание временами, если исповедует общечеловеческие ценности, звучит актуально во все времена и для всех народов.

Наша задача - постигнуть большие гуманистические идеи реалистической литературы XIX ст., проникнуться ими, найти зерна жизненной мудрости и приобщить их к своему жизненному опыту и, бесспорно, получить эстетичное наслаждение от настоящих художественных шедевров.

3. Обработка статьи учебника, определение акцентов, о которых не упоминалось.

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Проблемный вопрос.

• Объясните значение высказывания Стендаля: «Роман — это зеркало, с которым идешь по большому пути».

VII. Домашняя задача.

Обработать тему, начать чтение романа Стендаля «Красное и черное».

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

• В истории человечества XIX ст. было…

• Литература XIX ст. кажется мне…

• Реализм как литературное направление привлекает такими чертами, как…







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Стендаль > Выдающиеся мастера социальной прозы Стендаль О де Бальзак Г Флобер Ч Диккенс Г Джеймс Ф Достоевский Л Толстой А Чехов и др