Стендаль Жизненный и творческий путь мировоззренческие и эстетичные позиции писателя - сочинение

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать ими; раскрыть значение творчества Стендаля в мировой литературе; развивать навыки выделения главного, установление причинно-следственных связей (человек-общество, человек-история); развивать умение работать с учебником и дополнительными источниками информации; воспитывать уважение к художникам, их духовным достояниям, эстетичные вкусы.

Оборудование: портрет писателя, иллюстративные материалы к его биографии.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

♦ Назовите основные приметы XIX ст. из исторического и литературного взгляда.

♦ Охарактеризуйте реализм XIX ст. как литературное направление, назовите его величайших представителей.

♦ Объясните, почему XIX ст. называют «золотым веком» классического романа.

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

1. Мини-лекция учителя.

Стендаль (1783-1842). Настоящее имя - Анри-Мари Бейль. Его называют духовным сыном эпохи Просвещения. Он любил повторять мысль философа Д. Дидро, что все начинается с человека и завершается им. Приверженцы Просвещения учили, что главное в жизни человека, его стимул - это стремление к счастью. Тем не менее, чтобы оно не послужило причиной индивидуалистического эгоизма, личное счастье должно уравновешиваться счастьем общественным. Все очень сложное, во многом не разгаданное и по сей день жизнь Стендаля была служением этому идеалу. Он не только старался воплотить его в своих произведениях, но и боролся за него, принимая участие в итальянском национально-освободительном движении.

Стендаль провел юность в Италии и на всю жизнь сохранил благосклонность к этой стране, к ее искусству, неповторимому «итальянскому характеру». Именно с последним связано убеждение писателя в том, что всеми поступками людей руководят страсти.

Современная Стендалю Франция, как и вся Европа, старалась забыть идеи просветителей и удовлетворить свою жажду буржуазного обогащения. Если и говорились красивые слова, то только для того, чтобы выгоднее обманывать и грабить. Взгляды писателя противоречили как принципам режима реставрации королевской власти, так и принципам буржуазной республики. Поэтому власть постоянно «присматривала» за ним. Это заставляло Стендаля шифровать свои художественные произведения и письма (были прочитаны лишь в ХХ ст.).

Стендаль считал себя романтиком, но романтизм понимал не как бездействующая мечтательность, а в байроновской активной, бунтарской форме. Романтизм для него - это искусство, которое отвечает потребностям современности, которая помогает осмыслить ее реальную сущность. Это яркое, страстное искусство с сильными характерами героев и вместе с тем правдивое и в полной мере отображает многогранность жизни во всех его проявлениях и развитии.

2. Работа с учебником.

Учитель. На духовное становление Стендаля, как считают исследователи, повлияли его сложные взаимоотношения с отцом. Шерубен Бейль казался сыну олицетворением ограниченного буржуазного мироощущения. Поэтому в своих произведениях Стендаль якобы полемизировал с отцом, поставив в центре героя с собственным «я», не подчиненным упроченным обывательским представлением.

Среди литературных авторитетов писателя были В. Скотт, французские классицисты и представители литературы Просвещения. Знаковой фигурой для Стендаля был Наполеон, которого он оценивал как политического деятеля неоднозначно, но склонялся перед его героическим характером, славой и энергией побед. Художественный мир Стендаля характеризуется:

Изображением внутренней жизни героев, их страстей и чувств, анализом психологии человеческих взаимоотношений;

Противопоставлением буржуазной цивилизации естественному человеческому характеру;

Переплетением в судьбах героев авантюрного и героического начал;

Всесторонней разработкой темы любви;

Отбрасыванием высокопарности, широким использованием символики.

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Проблемный вопрос.

Объясните выражение Стендаля «Когда ум не отважный, то зачем же ум?»; приведите факты из биографии писателя в подтверждение своих мыслей.

VII. ДОмашняя задача.

Выучить биографию Стендаля, продолжить читать роман «Красное и черное».

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

• Больше всего меня поразило…

• Писатель Стендаль представляется мне как человек…

• Мне импонирует в писателе то…







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Стендаль > Стендаль Жизненный и творческий путь мировоззренческие и эстетичные позиции писателя