Сочинения > Судьба человека > Тайна «Судьбы человека»
Тайна «Судьбы человека» - сочинение


Тема трагической судьбы талантливого русского человека
Тема общей судьбы человека и природы в современной прозе
Тема человеческой судьбы в рассказе «Судьба человека» М. Шолохова


Все произведения Шолохова посвящены казакам или их потомкам, а вот происхождение Андрея Соколова из рассказа «Судьба человека» нам неизвестно. Наверное, потому, что перед нами не живой человек, а былинный герой сродни Илье Муромцу. Ведь святой Илья, во земле Русской просиявший, в былинных песнях тоже именовался казаком.
И сам рассказ как бы и не рассказ вовсе, а житие святого великомученика Андрея, переданное устами некогда воинствующего атеиста Шолохова. Для былины не имеет значения историческая правда: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец жили в разные века и не могли позировать для картины Васнецова «Три богатыря». Герой былины не конкретный человек, а дух народный.
Русский богатырь Андрей Соколов по настрою души созидатель, а по профессии - строитель. В годину тяжких испытаний он прощается с домОм и домочадцами и отправляется на войну с иноплеменной ордой. Богатыри в былинах не всегда побеждают с первого наскока. Враг берет его, оглушенного, в плен. Для героя-молодца добрый плен не позор, а лихое испытание. Побывали в плену казак Ермак Тимофеевич, Степан Разин да и сам Илья Муромец у князей в затворе сидел.
Комендант концлагеря у Шолохова как бы не настоящий немец вовсе, а былинный татарский баскак, потому что говорит по-русски чисто да еще с деревенским волжским выговором. И чудесам геройства русского дивится по справедливости, как дивились татарские князья силе духа русских богатырей в былинах.
Из плена на свободу былинный богатырь Андрей Соколов соколом летит и сам пленника на себе тащит - пьяного фашистского майо- ра-строителя. Вот тут-то и начинается спорный момент в рассказе, который до сих пор вызывает немало нареканий в критике. Ревнителям правды жизни кажется, что Шолохов тут сознательно покривил душой. Не мог в реальной жизни красноармеец, родившийся и выросший при царе до революции да еще с первых дней войны попавший в плен к врагам, рассчитывать на снисхождение армейской контрразведки СМЕРШ. Двадцать пять лет советских лагерей - вот стандартный приговор для таких беглецов, об этом раньше умалчивала, а сегодня говорит история.



     
     



Но это в реальной жизни, а Соколов - герой былинный. Такому . богатырю ни один князь-полковник тяжкий плен в стыд не поставит, а вместе с ним порадуется, что жив остался и родной земле еще послужит. И начинается новое хождение былинного героя по мукам. В День Победы Соколов хоронит сына-майора. Молодой «Сокольничек» (мифический сын Ильи Муромца), богатырь и красавец, лежит в мундире при всех регалиях, как живой, а вокруг - цветы.
Воротился безутешный отец на родину, а дом Андрея снесла вражеская бомба и погребла под обломками родных. Один-одинешенек остался Соколов. Былина и тут правдива - народные герои бессмертны, но и никогда не бывают одиноки. От горя великого богатырь Андрей чудесным образом перевоплощается в апостола Андрея Первозванного, заступника земли Русской, и пешком (права на вождение автомобиля отобрала милиция за то, что на корову слегка наехал на своей полуторке) отправляется в дальнее странствие по Руси. За руку с собой он ведет названого сына, будущего богатыря Ивана, для которого он землю родную отстоял и хранил.
Вот так я вижу разгадку тайны рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека».



Похожие сочинения


Тема трагической судьбы талантливого русского человека
Тема общей судьбы человека и природы в современной прозе
Тема человеческой судьбы в рассказе «Судьба человека» М. Шолохова

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее