Николай Гоголь «Тарас Бульба» Гоголь и Украина - сочинение

Цель: краткие сведения о жизненном и творческом пути Н. В. Гоголя, в его связи с Украиной; ознакомление с содержанием первых глав повести, художественными образными средствами; изучение некоторых понятий теории литературы (повесть); работа над совершенствованием навыков текстологического анализа произведения; воспитание культуры связной речи, культуры ответа: логичность, последовательность, доказательность; формирование умения устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя кисти Ф. Моллера, фотография памятника Гоголю в Москве скульптора Н. Андреева, фрагмент барельефа памятника, иллюстрации к повести Д. Шмаринова, словарь литературоведческих терминов.

Ход урока.

I. Слово учителя с элементами беседы.

—             Сегодня мы начинаем знакомство с необычной книгой, ибо автор
ее, Николай Васильевич Гоголь, тесно связан с двумя родственными литературами и культурами — русской и украинской.

Мы увидим это даже в самом языке повести: слова казаки Гоголь пишет в соответствии с украинской орфографией — казаки.

Еще нам предстоит познакомиться со множеством устаревших слов, обозначающих название казацкого костюма, утвари, оружия, частей здания и прочего и воссоздающих колорит той эпохи.

—             Кстати, в какое время, читая повесть, мы с вами попадаем? («Это
был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый
ХV век на полукочующем углу Европы...» - гл. I).

—  С какой же целью автор обращается к тем далеким событиям?

—  Есть ли у Гоголя еще произведения, связанные с Украиной, ее бытом, обычаями? Какие из них вы читали? Какой вы представляете творческую манеру писателя?

Сегодня мы познакомимся с несколько другим Гоголем - умеющим переносит нас в события прошлых столетий, гордится историей своего народа, воспевать его славных героев.

Даже на памятнике Гоголю
в Москве — старом памятнике работы скульптора Андреева — на
барельефе изображены  герои-украинцы

Возможно, вы сейчас узнаете их... (обращение к фотографии памятника).

Итак, открываем первые страницы повести «Тарас Бульба».

Давайте сразу определимся с жанром произведения. (Обращение к словарю литературоведческих терминов).

Повесть — эпическое прозаическое художественное произведение. От рассказа повесть отличается более развернутым сюжетом, более широким охватом событий из жизни главного персонажа, количеством второстепенных персонажей и полной их характеристикой, наличием описаний. По сравнению с романом, в повести меньшее количество персонажей, однолинейный сюжет, а переплетение самостоятельных сюжетных линий в ней бывает очень редко.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Слово учителя.

Учитель. Сейчас 4 ученика на доске напишут свой план первой главы. Мы обратимся к ним позже.

(Поскольку произведение, изучаемое на языке оригинала, дает большой простор для работы с языковыми средствами, стоит провести как можно больше видов работ, развивающих речь учащихся, например:

•   словарная работа (пополнение лексического багажа, ознакомление

с реалиями прошлой эпохи);

    составление на каждом уроке простого плана к тексту, соблюдая точность, лаконичность, грамотность, стремясь выделять главное;
    составление сложного плана к образу;
    подбор материала для сопоставления героев;
    составление сложного плана для сопоставления героев;
    устное выборочное изложение;
    устное и письменное сочинение разных видов (сочинение-миниатюра, ответ на вопрос, формулировка вопроса, сочинение-продолжение, сочинение от лица героя);
        работа с изобразительными средствами языка;
        рецензия и коррекция работ товарищей;
        работа над выразительным чтением).

- Как вы думаете, с чего обычно начинается произведение?

2.   Чтение в лицах (Тарас, Остап, мать, автор)
первых двух страниц повести.

Назначит «переводчика» (истолкователя), который впишет в ход чтения и потом объяснит непонятные слова.

3.   Беседа с учащимися.

1)     Почему писатель изменил традиции начала произведения исторической справкой или описанием и начал сразу с диалога? (Таким образом, он сразу ввел нас в гущу событий, познакомил с героями).

2)  Что вы заметили необычного в этом диалоге? (Одного сына не слышно...).

3)     Зачем же Тарас, на словах признающий единый уклад – Запорожскую Сечь, отдавал сыновей в бурсу? Действительно ли он отрицает науку?

(«Как бишь, того звали, что латинские вирши писал? Я в грамоте понимаю не сильно, а потому и не знаю: Гораций, что ли?» «Вишь, какой отец! - подумал о себе старший сын Остап,- эссе старый, собака, знает, а еще прикидывается»).

4)      Что мы еще узнаем в воспитании сыновей Тараса?

4.   Чтение описание дома Тараса

с попутным комментарием

    Как называется этот вид описания?
    Какова роль интерьера в первой главе повести?
    Что мы еще узнали об обычаях в доме? Слово «истолкователю»: перевод непонятных слов, их роль в тексте.

5.   Беседа с учащимися
с элементами
текстологического анализа.

1)  Чем закончился первый день пребывания молодых бурсаков дома?     Остап и Андрей

2)  Было ли это решение Тараса опрометчивым? Докажите.

3)      Изменил ли Тарас решение, когда увидел сыновей?

4)  Что представляла собой Запорожская Сечь (индивидуальное сообщение)?

6.   Чтение описание внешности Остапа и Андрея перед отъездом.
(Обращение к иллюстрациям Д. Шмаринова).

    Как называется этот вид описания?
    Какова роль портрета в первой главе?
    Почему Гоголь не дает такого подробного описание внешности героев после того, как они только вернулись из бурсы?

III. Развитие связной речи учащихся - анализ планов на доске

(Для учителя:

    предпочтительно пункты оформят назывными предложениями;
    план не должен быть длинным, растянутым - выделяется только главное;
    необходимо избегать повторений и единоначалия предложений;
    обратить внимание на правильное употребление слов: распространенная ошибка - «Уезд казаков на Сечь».

На первом уроке желательно не выставлять низкие оценки - лучше вообще не поставить оценку).

IV. Подведение итогов урока с использованием приема «Свободный микрофон»

Каким образом автор вводит нас в описываемую эпоху (портрет, интерьер, употребление устаревших слов)? Каким образом автор сразу вводит нас в действие, знакомит с героями?

Что уже в первой главе является у казаков точкой отсчета и мерилом всего? (Запорожская Сечь) Чем заканчивается первая глава и почему? («Прощайте и детство, и три, и все, и все!» - начало новой жизни).

V. Домашнее задание.

Выписать из гл. II основные цитаты об Остапе и Андрее, касающиеся их пребывания в бурсе и их раздумий пойти на Сечь; составить план главы.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Тарас Бульба > Николай Гоголь «Тарас Бульба» Гоголь и Украина